Как обменяться квартирами между родственниками
Вариант родственного обмена квартирами может осуществляться как прямым обменом (с доплатой или без нее), так и с помощью заключения договоров купли-продажи. Пошаговое описание процедуры, особенности налогообложения при совершении сделки – все это можно найти в статье.
Законодательное регулирование
В законодательстве нет понятия родственный обмен как такового. Но есть понятие договора мены, который заключается между обеими сторонами сделки. Правоотношения в данном случае регулируются Гражданским кодексом.
С точки зрения этой статьи обмен представляет собой такую же операцию, как и купля-продажа, то есть в отношении него действуют те же правила, например:
- Обмен должен быть равноценным, иначе одна сторона делает другой доплату.
- Стоимость каждого объекта недвижимости должна быть согласованной.
- Право собственности перейдет к новому гражданину только в результате регистрации договора мены, которое нужно сделать в органах Росреестра.
Понятие мены не следует путать с обменом. Эту операцию могут совершить наниматели муниципального жилья (квартир, которые были переданы государством на праве пользования). Право на обмен регулируется Жилищным кодексом.
Таким образом, мена приватизированных (частных) квартир между родственниками в юридическом смысле представляет собой такую же операцию обмена объектами недвижимости. Стороны сделки одновременно выступают в роли продавца и покупателя, поскольку передавая одну квартиру, собственник тут же принимает во владение другую. Однако поскольку квартирами владеют родственники, есть несколько отличий, которые прежде всего касаются налогообложения.
3 варианта мены: пошаговая инструкция
На практике возможны 3 варианта мены, в зависимости от правового статуса объекта недвижимости:
- Мена частной квартиры на частную.
- Обмен неприватизированными квартирами, в которых наниматели проживают на основании договора социального найма.
- Мена частной квартиры на муниципальную – наиболее сложный случай, занимает большое количество времени.
Мена приватизированных квартир
Это наиболее простой случай – сторонам достаточно определить точную стоимость каждого объекта, сделать доплату (при необходимости), оформить все документы и зарегистрировать право собственности.
Для начала нужно адекватно оценить стоимость каждого объекта. В большинстве случаев это делается самостоятельно исходя из рыночной цены аналогичных объектов в том же районе или доме. Затем нужно согласовать эту стоимость друг с другом и выбрать вариант обмена:
- равноценный (с одинаковой ценой);
- с доплатой.
В последнем случае нужно договориться, как именно осуществляется доплата – сразу наличными или в рассрочку за несколько месяцев/лет.
После определения стоимости нужно собрать весь пакет документов (перечень приведен для обоих объектов недвижимости):
- паспорта каждого участника сделки;
- договоры, на основании которых квартиры перешли в собственность сторон сделки (купли-продажи, дарения и т.п.);
- свидетельство о собственности на квартиру (с июля 2016 года вместо него выдают выписку из ЕГРН);
- технические паспорта;
- выписка из лицевого счета, подтверждающая отсутствие задолженности по квартплате.
Все эти документы подаются в отделение Росреестра или любой офис МФЦ – центра по оказанию госуслуг гражданам. Также вместе с этими документами нужно предоставить и подписанный договор мены. Законодательство не предъявляет конкретных требований к этому документу, но в нем обязательно должны быть отражены ФИО сторон, а также сам предмет – обмен квартирами (с указанием адресов) с доплатой или без нее. Также стороны фиксируют, что они действуют по доброй воле, а передаваемое ими имущество не находится в залоге (например, при действующей ипотеке) или под арестом, на него не претендуют третьи стороны и т.п.
Договор нужно составить в 3 одинаковых экземплярах – по 1 для каждой стороны сделки. Еще один оригинал остается на хранении в Росреестр. Типовой договор мены выглядит так.
Также стороны должны подписать акты приема-передачи обеих квартир. Именно эти документы подтверждают, что договор исполнен в полном объеме (ключи от имущества переданы, состояние объектов нормальное – т.е. соответствует тому, в котором оно находилось на момент подписания договора мены). Акт является неотъемлемым приложением к договору и составляется в 2 одинаковых экземплярах.
Обмен муниципальных квартир
Обмен такими объектами возможен, но только при наличии письменного согласия каждого совершеннолетнего дееспособного гражданина, который проживает в этом же помещении. Если речь идет о недееспособных людях или детях, необходимо получить и согласие органов опеки. А для этого нужно доказать им, что законные интересы таких нанимателей будут учтены, т.е. например, ребенок не переедет в худшие условия (меньшая площадь проживания, маленький город с ограниченными возможностями самореализации и т.п.).
Если получено согласие всех нанимателей (а также органов опеки), необходимо собрать полный комплект документов и отправляться в местную Администрацию, с которой и был ранее подписан договор социального найма. Без ее согласия провести любую операцию с квартирой будет невозможно. Вместе с заявлением наниматели предоставляют такие документы:
- паспорта каждого проживающего;
- свидетельства о рождении (для детей);
- документы на обе квартиры (договоры социального найма, ордера – при наличии, технические паспорта);
- выписка из лицевого счета, в которое подтверждается отсутствие задолженностей по коммунальным платежам.
Спустя 30 календарных дней Администрация должна принять решение, согласна ли она на этот обмен или нет. В случае ее несогласия, а также если какой-либо из нанимателей отказывается принять участие в обмене остается только 1 законный вариант – обратиться в суд.
Мена приватизированной квартиры на муниципальную
Законодательство не предусматривает возможности прямого обмена частной квартиры на муниципальную, и наоборот. Поэтому придется действовать обходными путями, например:
- Приватизировать муниципальную квартиру, после чего совершить типичную мену.
- Проживающему в частной квартире сняться с регистрации, а затем прописаться в муниципальной (беспрепятственно таким правом могут воспользоваться супруги, родители и несовершеннолетние дети). Затем наниматель, проживающий в государственном жилье, выписывается и прописывается в частную квартиру. Полноценного обмена не получается, но в результате стороны действительно будут проживать в разных местах (и при этом иметь официальную регистрацию).
Налог при обмене квартиры
Законодательство рассматривает обмен квартирами как 2 операции купли-продажи, поэтому в договоре мены необходимо обязательно указывать стоимость как той, так и другой недвижимости.
При этом налог взимается с обоих собственников, поскольку в результате обмена они получают доход в виде объекта недвижимости.
Сумма налога – 13% от стоимости квартиры, которая превышает 1 миллион рублей.
Налог должен быть оплачен не позднее 15 июля, а сама декларация 3-НДФЛ подается в местное отделение ФНС не позднее 30 апреля. В обоих случаях речь идет о годе, следующим за годом операции обмена. Если владелец уклонится от оплаты, ему грозят административные штрафы (взыскивается полная сумма налога, неустойка за просрочку в размере 20%).
Налог не взимается в случае дарения квартиры, которое совершается между близкими родственниками. Но подобные операции можно совершать только в том случае, если люди доверяют друг другу. (подробнее об этом читайте тут.) К тому ж налоговая инспекция может заподозрить факт уклонения от оплаты налогов, если родственники просто «подарят» друг другу квартиры в один и тот же момент – т.е. фактически обменяются своей недвижимостью.
Таким образом, обмен воспринимается законодательством как типичная сделка мены с заключением одноименного договора. Самый простой вариант – это мена частными квартирами; в остальных случаях процедура существенно усложняется.