Как правильно заполнить упаковочный лист на отправку груза
Если в одной упаковке находится несколько разных предметов, то целесообразно сопроводить отправление упаковочным листом, оформленным по определенному образцу. Готовый пример заполнения, пустой бланк этого документа и правила его оформления – обо всем этом далее.
Пустой бланк упаковочного листа (word)
Образец заполнения упаковочного листа (word)
Назначение
- Описание особенностей транспортировки грузов – хрупкость, недопустимость просвечивания ультрафиолетом, попадания влаги и т.п.
- Описание названия грузов, по которым их легко будет найти как грузополучателю, так и представителям транспортной компании.
Более подробно о назначении и нюансах оформления:
Благодаря этому практически исключается риск ошибки при доставке, а также экономится время: конкретное отправление можно найти достаточно быстро.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Обязательность составления документа определяется конкретной ситуацией. В большинстве случаев лист оформляют только в случае наличия разных предметов в одной и той же упаковке. Если же отправление идет за границу, его наличие обязательно.
Во многих случаях наличие документа является требованием компании-перевозчика, которой он нужен для быстрой и корректной сортировки товаров при их отправке. Поэтому чаще всего составить лист – в интересах самого же грузоотправителя.
Как правило, документ тщательно упаковывается в герметичный файл во избежание намокания, потери и повреждений. Он кладется в специальный карман, который находится с боковой части упаковки (ящика, пакета и т.п.).
Бланк и образец 2017 — 2018 г.
В заполненном бланке всегда должна отражается следующая информация:
- Номер листа и дата его составления.
- Официальные наименования компаний продавца, покупателя, а при необходимости и грузоотправителя, грузополучателя. В случае с частными лицами указываются ФИО и паспортные данные. В случае с юридическими лицами дополнительно приводятся ФИО и должности уполномоченных лиц.
- Перечень всех отправляемых грузов с описанием их существенных характеристик (в каждом случае определяются на усмотрение сторон). Всегда указывается количество, масса, единица измерения, объем, официальное название единицы груза (товара) согласно номенклатуре или иным документам.
- Точный адрес места назначения вместе с регионом и индексом. Если адрес место назначения располагается на территории другого государства, адрес обычно прописывается и на русском языке, и на языке той страны (как правило, латиницей).
- Вид упаковки – картонная коробка, пакет, поддон, деревянный ящик, паллет и иные предметы, в зависимости от принятой на предприятии классификации.
- Общее количество мест, масса и объем каждого места, суммарная масса и объем.
- Сведения о сотруднике, упаковавшем товар и проверившем его работу лице: ФИО, должность, подпись.
Помарки, исправления, зачеркивания и прочие виды коррекции не допускаются. При этом можно заполнить бланк как в печатном виде, так и в рукописном варианте. В последнем случае допустимо использовать синюю или черную ручку.
Количество экземпляров зависит от количества сторон, которые принимают участие в отправке груза, его транспортировке и приемке. Обычно речь идет о трех участниках:
- Грузоотправитель.
- Грузополучатель.
- Транспортная компания, доставляющая груз.
Соответственно, составляют 3 экземпляра в оригинальном виде, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
За основу можно взять следующий бланк:
А в качестве заполненного образца использовать такой вариант:
При этом документ можно оформить как на обычном листе формата А4, так и на фирменном бланке компании.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. В случае отправки любого груза зарубежному партнеру, как правило, полагается составить инвойс, который в той или иной степени соответствует счету на оплату.
ГОСТ
Так как он представляет собой официальный документ, который имеет уникальный номер в системе ОКУД: 1002004. Что касается нормативного отражения в документах, то регламент оформления описывается в разных стандартах, которые связаны с правилами упаковки и/или маркировки грузов:
- ГОСТ Р 51474-99;
- ГОСТ 14192-96.
Основная суть требований стандартов в том, что маркировка обязательно отражает:
- так называемые манипуляционные знаки – специальные обозначения, которые указывают, как нужно обращаться с отправлением (не переворачивать, не бросать и т.п.);
- предупредительные надписи – для донесения дополнительной информации об особенностях транспортировки груза;
- основные и дополнительные записи по данным об отправителе и получателе, числу мест, номер груза в партии, массы нетто и брутто.
Документы, необходимые для отправки груза
В последнее время правила оказания транспортных и экспедиционных услуг претерпели некоторые изменения. Например, с июля 2016 года начали действовать поправки, которые предписывают частным гражданам и юридическим лицам обязанность предоставить определенные документы при отправке.
Физические лица
Если грузы отправляет физическое лицо, оно предъявляет:
- свой паспорт;
- опись отправки, бланк которой выдает сама транспортная компания;
- нотариально заверенную доверенность (если действует представитель гражданина вместо него).
Юридические лица
Для любых компаний (коммерческих фирм, благотворительных, общественных организаций, религиозных обществ) предполагается набор таких документов:
- Паспорт.
- Доверенность на действия представителя компании, которая заверена руководителем или иным уполномоченным лицом. Если же грузы отправляет сам руководитель, достаточно предоставить документ о назначении на должность.
- Документ на груз: как правило, это и есть упаковочный лист, оформленный по произвольному образцу.
В некоторых особых случаях наряду с этими бумагами понадобятся и дополнительные: характеристика груза, разрешение на перевозку и др. Обычно это связано с особым характером материальных ценностей – опасные химические вещества, биологические образцы и т.п.
Определение количества грузовых мест
С точки зрения транспортной компании основная информация, которая должна содержаться в упаковочном листе, связана с габаритами и весом отправления:
- количество мест;
- масса каждого места;
- объем каждого места;
- суммарная масса и объем;
- масса нетто и брутто.
Количество грузовых мест определяется очень просто: одна упаковка равна одному месту. Под упаковкой могут подразумеваться разные предметы:
- пакет;
- сверток;
- ящик;
- паллет и др.
Поэтому если заявлено, что перевозчик принял, например, 10 мест, это может говорить о самых разных комбинациях – например, 3 ящика, 2 свертка и 5 паллетов. Поэтому 100 мест в одном случае займут объем нескольких грузовых автомобилей, в то время как в иных ситуациях в одну машину может уместиться и 1000 мест.
Ответственность перевозчика
Ответственность транспортной компании регулируется соответствующими договорами перевозки. Обязанности перевозчика описываются в Гражданском кодексе (статья 796):
- утрата груза, недостача;
- повреждение или порча.
При этом исключаются применение ответственности в отношении перевозчика, если повреждение или утрата грузов произошли по причинам, на которые он не может непосредственно повлиять:
- Любые обстоятельства, связанные с действиями отправителя и/иди получателя груза.
- Особые естественные свойства предмета. Например, если перевозится стеклянная посуда, но отправитель сам не позаботился о правильной упаковке, дополнительной защите предмета мягкой тканью, наличии предупреждающих знаков на таре, а также соответствующей пометки в документах на груз, представители транспортной компании не могут нести ответственность.
- Недостатки самой упаковки, которые не могут быть обнаружены перевозчиком. Например, очевидно, что острые предметы невозможно паковать в картон или пакет.
хорошая,а главное полезная статья,ведь каждому в жизни что-то доводиться отправлять,и очень важно как это делать знать,как правильно заполнить все сопроводительные документы,как упаковать предметы,и другие мелочи о которых бы никогда никто не задумался!Спасибо!
Мне очень понравилась эта статья. Как правило, мы часто ошибаемся в заполнении документов, правильности упаковки и других всяких мелочах, о которых даже не задумываемся. Здесь все подробно описано и рассказано. Теперь я думаю, что ошибок у меня не должно быть
Я на днях кстати, столкнулся с проблемой при заполнения на отправку груза, в итоге меня заставили переписать заново и при этом даже не дали образец, пока не зашел на Ваш сайт, быстро и доходчиво, вообщем спасибо Вам большое, очень выручила ваша статья!
статья весьма информативна и познавательна для сотрудников определенных структур,которые имеют дело с составлением упаковочных листов.объяснения написаны в настолько доступной и понятной форме,что даже мне,человеку не сведущему в этой области стало понятно что,куда и зачем.автором статьи проделана довольно не плохая работа!молодец!!
Довольно полезная статья для тех кому нижно составить форму для отправки груза, даже человек который не разу это не делал легко справиться прочитав эту статью.
Здесь очень подробно все расписано. Автору «Респект» за проделанную работу.
Статья написано очень грамотно. Описаны все особенности транспортировки грузов. Нюансы и проблемы рассказано который каждый из нас можем столкнуться. Кому нужны шаблоны и образцы шаблонов тоже есть. Спасибо авторам!