Положение о стимулирующих выплатах 2024
Под положением стимулирующими выплатами с критериями эффективности в большинстве случаев понимают премии, которые выплачиваются в зависимости от конкретных профессиональных достижений сотрудника. Награждение осуществляется на основании критериев эффективности, которые подробно описываются в положении о стимулирующих выплатах. Готовый образец этого документа и правила его составления подробно описаны в статье.
Скачать образец положения о стимулирующих выплатах (word)
Образец и правила составления положения о стимулирующих выплатах
Единого образца положения о стимулирующих выплатах не существует, поэтому каждая компания вправе составить Положение по собственной форме. Документ, как правило, состоит из 4-5 разделов. При составлении ориентируйтесь на такую инструкцию.
Общие положения
В этом разделе укажите место и дату составления положения, название компании. Здесь же опишите сферу регулирования положения, виды стимулирующих выплаты, цель их начисления (повышение заинтересованности в достижении поставленных задач трудовой деятельности).
Показатели премирования
Это и есть критерии эффективности, на основе которых производится начисление премии; от них же зависит ее размер. Установить единые показатели для разных категорий сотрудников невозможно, поэтому требования прописывают отдельно по каждому отделу, по разным должностям, например:
- бухгалтерия;
- отдел кадров;
- отдел продаж и др.
Описание требований в положении о стимулирующих выплатах следует оформить в виде таблицы, в которой перечислите конкретные критерии эффективности, а также формулы для начисления премий.
Порядок премирования
В этом разделе укажите периодичность начисления премий: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Здесь же опишите порядок документального оформления стимулирующей выплаты: составление приказа работодателя, сроки начисления бухгалтерией и т.п.
Условия невыплаты премий
Отдельно в положение о стимулирующих выплатах прописывается, в каких случаях работник лишается выплаты в полном объеме или частично, установите четкие критерии и размер депремирования:
- Нарушение сроков выполнения заданий.
- Невыполнение распоряжений руководителя (устных и письменных).
- Неточности, ошибки при заполнении документов.
- Невыполнение плана продаж и других количественных показателей (с указанием конкретных цифр: например, 75% плана, 50% плана и т.п.).
- Наличие претензий жалоб от клиентов, партнеров.
- Наличие административных правонарушений, выявленных налоговым инспектором и другими должностными лицами.
Заключительные положения
В этом разделе укажите, входят ли премии в состав зарплаты, учитываются ли они при расчете среднего заработка. Здесь же пропишите порядок изменения положения (основание, процедура корректировки).
- Положение должны подписать:
- главный бухгалтер;
- начальник отдела кадров;
- руководитель компании.
Сотрудники ставят подписи и расшифровывают их (фамилия, инициалы). Также поставьте печать, если компания использует ее в документообороте.
Законодательная база
В трудовом законодательстве под зарплатой понимается материальное вознаграждение работника за трудовую деятельность, которая состоит из:
- оклада (основная часть);
- доплаты компенсационного характера;
- доплаты стимулирующего характера.
Последние также называются стимулирующими выплатами. Конкретного перечня этих выплат не приводится, однако на практике в них включают:
- разовые премии;
- регулярные премии по итогам показателей месяца, квартала, года и т.п.
- выплата за выслугу лет;
- выплата за интенсивность трудовой деятельности;
- поощрения, награждения материального характера.
Важно понимать, что стимулирующие выплаты могут как входит в состав зарплаты, так и не входить в него. Все зависит от конкретных формулировок в индивидуальном, коллективном трудовых договорах и других документах:
- Если в договоре указано, что зарплата конкретного работника состоит из оклада, компенсационной (например, районный коэффициент) и стимулирующей выплаты (например, квартальная премия), работодатель обязан выплачивать премии при достижении соответствующих показателей эффективности.
- Если премия не отражена в договоре, выплата является правом, а не обязанностью компании. Например, в тексте сформулировано: «Премия может быть начислена работнику при наличии финансовых возможностей компании и выполнении им плана продаж за 3 месяца подряд». В таком случае премия не входит в состав зарплаты и начисляется исключительно по усмотрению руководства.
К недобросовестному работнику компания может применять дисциплинарные взыскания, к которым относятся только замечание, выговор или увольнение по соответствующей статье ТК. Депремирование как мера взыскания в этом перечне отсутствует. Поэтому лишение премии возможно только в том случае, если в договоре отражено, что ее получение полагается только при условии отсутствия дисциплинарных взысканий.
Критерии эффективности
Под критериями эффективности в положении о стимулирующих выплатах понимается система показателей, при достижении которых работнику полагается выплата премии или другой поощрительной выплаты. Критерии эффективности позволяют оценить:
- возможность/невозможность начисления премии;
- ее конкретный размер для сотрудника.
Каждая компания разрабатывает собственные критерии, которые могут отличаться в зависимости от:
- должностей;
- отделов;
- сфер деятельности сотрудников.
На практике эти показатели разрабатывают в виде системы баллов и других цифровых показателей, например:
- план продаж;
- количество новых клиентов;
- количество удержанных клиентов, которые хот из ели расторгнуть договор;
- отзывы клиентов в баллах (например, не менее 8 из 10).
К каждому сотруднику может применяться собственная система критериев эффективности, которая складывается из баллов. Они складываются из разных количественных показателей, а размер премии определяется в зависимости от полученной суммы, например:
- 0-30 баллов – 25% от оклада;
- 31-50 – 40% от оклада;
- 51-75 – 60% от оклада;
- 76-100 – 80% от оклада;
- более 100 – 100% от оклада.
В Министерстве просвещения, здравоохранения и других отраслевых ведомствах вырабатываются собственные показатели качества труда. Например, для учителей они утверждены в соответствующем Письме.
Среди основных критериев указаны:
- Реализация дополнительных образовательных проектов.
- Реализация мероприятий по взаимодействию с родителями школьников.
- Работа с детьми из неблагополучных семей.
- Создание образовательной инфраструктуры и многие другие.
Таким образом, при выработке критериев необходимо описать:
- Качественные и количественные показатели по оценке трудовых достижений сотрудника.
- Формула по расчету баллов.
- Конвертация баллов в размер стимулирующей выплаты.