Как закрыть ИП через МФЦ
Предприниматель может закрыть ИП через МФЦ – единый центр, оказывающий государственные услуги гражданам и организациям. Для этого нужно собрать все необходимые документы, записаться на прием, подать заявление и проверить, что спустя определенное время ИП действительно закрыто. Пошаговая инструкция по оформлению этой процедуры, перечень документов подробно описаны в статье.
Пошаговая инструкция
При закрытии ИП предприниматель может действовать как лично, так и через своего представителя по нотариально заверенной доверенности. В целом процедура ничем не отличается от обращения в налоговую инспекцию. Однако по срокам она может занять немного больше времени, поскольку МФЦ является посредником и только принимает заявления, а также обменивается данными с другими ведомствами, после чего выдает запрашиваемые заявителем документы.
Шаг 1. Сбор необходимых документов
Прежде всего, предприниматель устраняет возможные причины, которые помешают ему сняться с учета:
- оплачивает налоги, штрафы (при наличии).
- рассчитывает и увольняет всех работников;
- сдает налоговые декларации, в том числе и за последнее время (даже если период оказался неполным);
- закрывают счет в банке;
- снимают кассовый аппарат с учета.
Далее нужно собрать все документы: в наиболее простом случае понадобится только 3 бумаги:
- паспорт;
- заявление о закрытии ИП (образец представлен ниже);
- квитанция, которая подтверждает факт оплаты пошлины (сегодня она составляет 160 рублей).
Пошлина оплачивается предварительно через отделение любого банка или платежный терминал, который находится в самом офисе МФЦ.
Однако дополнительно могут понадобиться и другие бумаги, например:
- Согласие родителей или опекунов с действиями несовершеннолетнего лица (если предпринимателю еще не исполнилось 18 лет). Документ должен быть заверен нотариусом за счет заявителя.
- Иностранный паспорт или другой документ, подтверждающий личность иностранца.
Шаг 2. Запись на прием в МФЦ
Записаться можно как по телефону (например, в Москве 8 (495) 777 77 77), так и онлайн на сайте МФЦ конкретного региона – Краснодарского края, Ленинградской области и т.п. Для оформления записи сначала выбирают раздел «Федеральная налоговая служба».
Затем кликают на «Государственная регистрация ИП».
И выбирают нужную дату и время.
Вводят ФИО и номер мобильного, после чего получают электронный талон – его нужно распечатать или просто переписать номер (ПИН-код).
Еще один вариант – записаться на прием через Госуслуги. Для этого нужно предварительно зарегистрироваться на сайте и подтвердить свои данные любым удобным способом.
Затем нужно зайти в личный кабинет и набрать «Регистрация ИП» в поисковой строке на главной странице.
Из списка выбирают соответствующий раздел.
Нажимают на кнопку «Получить услугу».
Далее выбирают нужный бланк заявления, заполняют его и следуют подсказкам системы.
Шаг 3. Подача заявления: образец и правила заполнения
Вместе с указанными документами предприниматель заполняет заявление установленного образца, который выдают на месте. Документ состоит из 4 разделов:
- Сведения об ИП – это ФИО и реквизиты предпринимателя (ИНН, ОГРНИП).
- Способ предоставления обратной связи – документы могут быть переданы лично заявителю, его представителю по доверенности или направлены по почте на указанный адрес.
- Данные о сотруднике, принявшем заявление в работу: ФИО, должность, подпись.
- Данные о нотариусе или другом лице, которое зафиксировало факт подлинности подписи заявителя.
Правила заполнения заявления следующие:
- Если данные вносятся печатным способом, нужно выбрать шрифт Courier New, интервал 18.
- Если данные вносятся письменно (от руки), бланк заполняется аккуратным, разборчивым почерком, причем используются только печатные буквы. Цифры прописываются во весь размер клетки.
- Каждая клетка соответствует только 1 знаку. Для пробелов также используется только 1 знак.
Шаг 4. Ожидание
По регламенту процедура занимает 5 рабочих дней, однако в случае обращения через МФЦ срок может увеличиться еще на 1-2 рабочих дня. По результату заявитель получает документ, подтверждающий внесение записи в реестр о прекращении деятельности ИП.
Шаг 5. Что делать в случае отказа
Наряду с очевидными причинами отказа (поданы не все документы, в бумагах есть ошибки, неточности, обратилось постороннее лицо) сотрудник МФЦ вправе отказать в принятии заявления и в таких случаях:
- При регистрации ИП была сделана ошибка, из-за чего данные в документах не совпадают.
- Во время регистрации во внебюджетных фондах нарушена процедура.
В остальных случаях отказать в получении заявления предпринимателю не имеют права. Если сотрудник МФЦ ведет себя неправомерно, можно подать жалобу на него в том же ведомстве, а в крайних случаях – обращаться в суд.
Риски при обращении
Несмотря на то, что в многофункциональный центр обратиться удобнее, чем в саму налоговую инспекцию (можно записаться на конкретное время, прийти в ближайший офис, не тратить время на очередь), у этого варианта есть и несколько недостатков, которые особенно актуальны для индивидуального предпринимателя.
Важно понимать, что сотрудник МФЦ не проверяет важную информацию, которая может повлиять на процедуру закрытия ИП:
- сведения о расчетах с контрагентами;
- баланс на банковских счетах;
- сведения об оплате налогов;
- данные о страховых отчислениях в ФСС, ПФ и ФОМС.
В компетенцию МФЦ входит только передача соответствующих данных в налоговую инспекцию, после чего через 5-6 рабочих дней заявителю выдается документ с записью из ЕГРИП. Поэтому желательно проконтролировать этот процесс и убедиться в том, что у налоговой инспекции действительно нет претензий. Если же в закрытии откажут, выяснять причину лучше именно в налоговой службе.
Пошаговая инструкция по закрытию ИП наглядно показана и на видео.