Претензия на невыполнение условий договора
Как правило, в случае невыполнения условий договора партнеры изначально пытаются решить вопрос в досудебном порядке и составляют претензию на бумаге (или в электронном виде). Готовые примеры этого документы и общие правила его составления представлены в статье.
Образец претензии: готовые примеры
Как правило, документ составляется на фирменном бланке компании – обращение в общем случае может выглядеть так.
Бланк претензии к договору поставки (word)
Далее рассмотрены конкретные примеры документа.
Нарушение договора грузоперевозки
Требование о возврате денежных средств
Невыполнение договора оказания услуг
Требование погасить задолженность
Продажа некачественного товара
Срыв сроков поставки
8 случаев, когда составление претензии обязательно
Возникающие противоречия стороны, как правило, сначала разрешают без привлечения суда. Если не удается разъяснить ситуацию устно, составляются письменные обращения, после чего в случае отрицательного результата подают исковое заявление. В некоторых случаях компании могут сразу обращаться в судебный орган, однако законодательство предусматривает отдельные ситуации, когда составление претензии на невыполнение условий договора обязательно, например:
- Взыскание налогов, штрафов, пеней и с частных и юридических лиц.
- Споры, которые возникают в результате изменения условий договора или его расторжения.
- Разногласия при расторжении договора банковского счета, договора поставки, а также государственных или муниципальных контрактов.
- Споры по ОСАГО.
- Письменная претензия составляется и на невыполнение условий договора оказания транспортных услуг (перевозки) – грузов, пассажиров любыми видами транспорта.
- Разногласия по сервитуту на сооружения или земельные участки.
- Некачественное оказание услуг связи.
- Претензии компании, оказывающей туристические услуги.
В остальных случаях следует также исходить из требований законодательства, а также из текста самого договора.
Правила составления
В законодательстве нет конкретных ответов на вопросы:
- кто именно должен ее составлять;
- как выглядит форма документа, что она должна содержать;
- в какие сроки ее отправлять;
- в какие сроки она рассматривается и т.п.
Поэтому исходят либо из самого текста договора, где можно заранее прописать подобные нюансы, либо из традиций, сложившихся в реальной деловой практике.
Общие правила
Прежде всего, важно понимать, что претензия представляет собой письменно выраженное несогласие с действиями/бездействием стороны, а также требование об устранении последствий. Обычно документ составляется руководителем одной компании на имя руководителя другой фирмы. Однако его могут составить любые лица:
- частные граждане;
- индивидуальные предприниматели;
- представители любого юридического лица (коммерческой, некоммерческой организации, государственного учреждения и др.).
Обычно он составляется на фирменном бланке и высылается в виде заказного письма по Почте России или с помощью услуг курьерской доставки. Именно этот способ наиболее предпочтителен, поскольку в результате на руках отправителя обязательно останется уведомление о вручении.
Стиль изложения – официально-деловой, информация излагается кратко, но в то же время со всеми необходимыми подробностями. Желательны постоянные отсылки на действующее законодательство, а также на условия договора, подписанного ранее. Эмоциональные, просторечные выражения не допускаются.
Содержание документа
В претензии всегда отражается информация о возражении на невыполнение условий договора, а также о конкретных требованиях компании:
- От кого и на имя кого составлено обращение: официальное название компаний, контактные данные, юридический адрес. В левом верхнем углу обычно проставляется отметка от регистрации документа в журнале исходящей корреспонденции с датой отправки.
- В текстовой части сначала упоминается о заключенном договоре – номер, название, дата подписания. Далее описывают, какие именно пункты были нарушены, т.е. суть претензии: несвоевременная оплата, задержки в поставке, недокомплект товара, некачественно оказанная услуга и т.п.
- Далее ссылаются на нормы законодательства, призывают оперативно устранить возникшую проблему. Ссылаются на то, что сторона не может отказаться в одностороннем порядке от обязательств по договору.
- В заключительной части можно сослаться на намерение обратиться в суд, если претензия не будет удовлетворена (можно также указать конкретные сроки – например, в течение 30 рабочих дней с момента получения письма).
- Если к основному документу прилагают другие бумаги, их подробно перечисляют в приложениях – указывают название, вид (копия или оригинал), количество страниц.
- В конце ставят дату, подпись, расшифровку подписи, должность обращающегося (например, «генеральный директор»), а также отметку печати.
Сроки рассмотрения и ответа
В договоре могут быть указаны конкретные сроки, однако чаще всего они определяются в соответствии с принятыми нормами – не более 30 рабочих дней. По правилам хорошего делового тона партнер должен дать письменный ответ в течение рабочей недели: в ответном письме указывают согласие/несогласие с заявлением на невыполнение условий договора и предлагают пути решения проблемы.
В отдельных случаях срок указан в законодательстве – например, в законе «О защите прав потребителя»: 7 дней на замену товара, 20 дней для проведения дополнительной диагностики, 30 дней на замену товара в случае его отсутствия в магазине в данный момент и т.п.
https://www.youtube.com/watch?v=g_tZGQloZj0