Как заполнить декларацию об объекте недвижимого имущества
Если возникает необходимость оформления недвижимого объекта в собственность, в некоторых случаях необходимо подать декларацию об этом имуществе. Образец документа и инструкция по заполнению формы представлены в статье.
Образец декларации об объекте недвижимого имущества (excel)
Назначение и порядок сдачи
Заполняется для того, чтобы впоследствии можно было оформить вновь возведенный объект в собственность. То есть когда на участке был построен дом, хозяйственное или иное сооружение, владелец земли может официально перевести объекты в собственность (легализовать самострой). Но сначала он должен задекларировать их, т.е. фактически уведомить представителей государственных органах о существовании недвижимости на участке.
Форма заполняется на все недвижимые объекты, возведенные на участке, который принадлежит гражданину на праве:
- собственности (полной или долевой);
- бессрочного пользования;
- пожизненно наследуемого владения.
Если по каким-то причинам собственник не может подать декларацию самостоятельно, он делает это с помощью представителя, который действует на основании нотариально заверенной доверенности.
Имеются в виду стационарные объекты любого назначения, например:
- Капитальные здания – т.е. загородные или садовые дома, которые располагаются на участке.
- Любые хозяйственные постройки – бани, гаражи, тепличные комплексы и т.п.
- Сооружения – погреба, овощехранилища.
- Гаражи, которые используются только в личных (некоммерческих) целях.
Подать декларацию о таких недвижимых объектах и заявить о наличии имущества могут как граждане, так и индивидуальные предприниматели или юридические лица, занимающиеся коммерческой или некоммерческой деятельностью. Обращаются в местное отделение Росреестра (Кадастровой палаты), которое соответствует адресу земельного участка.
Можно отправить форму двумя путями:
- Лично прийти в ведомство. К декларации обязательно прилагают кадастровый план участка, а также разрешение от местной Администрации на проведение строительных работ. Во время визита в Росреестр заявитель предоставляет и свой паспорт, а также свидетельство о собственности на участок.
- Отправить электронный вариант. В этом случае необходимо иметь собственную электронную цифровую подпись, иначе декларацию не примут в работу.
Образец
Существует единая утвержденная форма, которую и нужно использовать для подачи сведений о недвижимом имуществе. Она выглядит так.
Инструкция по заполнению
Документ заполняют в 2 одинаковых экземплярах синей или черной ручкой Рекомендации по заполнению приводит сам Росреестр. Они описаны в таблице.
пункт | инструкция |
1 | точный адрес участка (как в документах) |
3 | назначение объекта: если построен дом, указывают «жилое» |
5.1 | Площадь вычисляют как сумму площадей всех внутренних поверхностей. Если речь идет о жилом доме, то в расчет берут только жилую территорию. В остальных случаях учитывают все части. Если площадь не может быть измерена таким образом, указывают только площадь застройки (обмер внешний) |
5.2 | при подсчете этажей учитывают не только надземную, но подземную часть, вне зависимости от высоты этажей |
5.4 | сведения о материале наружных стен заполняются только для зданий |
5.5 | отмечают, подключена ли постройка к инженерным сетям; указывают тип сетей – автономные или центральные |
6 | персональные данные о владельце участка |
При заполнении важно понимать, что все сведения об объекте должны быть достоверными: то есть владелец должен предоставить все актуальные данные по имуществу. Обращают внимание и на правила оформления документа:
- Его распечатывают и оформляют на листе обычного формата А4 на русском языке.
- В случае, если в бумажном виде документ состоит из нескольких страниц, их необходимо прошить. На прошивке владелец ставит свою подпись и расшифровку подписи. О том, как это сделать, показано на видео:
- Допускается не только напечатать текст на компьютере, но и написать его от руки. Можно использовать оба варианта сразу. Текст должен быть разборчивым, помарки и разводы недопустимы.
- Все листы нумеруются.
- Если строки не заполнены, ставят прочерк. Пустые строки не допускаются.
- В качестве отметки ставят стандартную галочку «V».
- Все значения площади округляют с точностью до десятых. Например, если при расчете площадь получилась равной 36,24 м2, следует округлить до 36,2 м2. А если 36,25 м2, то по правилам округляют в большую сторону – т.е. получается 36,3 м2.
Таким образом, подача декларации об объекте недвижимости связана с необходимостью официального перевода имущества в собственность. После корректной подачи всех документов гражданин снова обращается в Росреестр, где и регистрирует право собственности.