Как получить справку МСЭ
В случае необходимости признать инвалидность пациент проходит врачебную комиссию. В результате ему выдают справку МСЭ: о том, что это такое, как оформить документ, пошагово описано в статье.
Назначение документа
Основное назначение справки – документальное подтверждение факта инвалидности с установлением:
- степени;
- ограничений по трудоспособности;
- необходимости в уходе и социальной защите.
Если говорить о том, что такое справка МСЭ напрямую, можно сказать, что это документ медико-социальной экспертизы, на которую отправляют пациента с существенными нарушениями здоровья. Речь идет как о физическом, так и о психическом состоянии, которое исключает трудовую деятельность вообще или некоторые ее виды.
Комиссию проходят как пациенты, которые имеют нарушения по здоровью, так и уже признанные инвалиды, чтобы продлить действие предыдущего документа (или же для признания факта частичного или полного выздоровления, изменения группы инвалидности).
Присвоенная группа дает пациенту определенные права:
- полное или частичное освобождение от трудовой деятельности (то есть возможность заниматься только отдельными видами работы, в упрощенном режиме);
- получения социальных выплат (пенсии по инвалидности, льготы);
- на социальную защиту (помощь социального работника);
- получения пособия по уходу близкому родственнику или другому человеку, который вызвался помочь пациенту.
Поэтому важно знать и о том, что такое справка МСЭ, как оформить документ: это имеет значение как для лиц с существенными проблемами здоровья, так и для инвалидов, которые намерены продлить действие справки.
Как выглядит справка МСЭ
Форма документа единая. Справка печатается на бланке розового цвета с указанием данных об инвалиде, а также медицинских сведений:
- группа инвалидности (первая, вторая или третья);
- причина инвалидности (в том числе «инвалид с детства»);
- дата установления группы;
- дата следующего осмотра;
- основание для составления справки (название и номер соответствующего акта обследования);
- печать комиссии, подпись ответственного сотрудника (руководителя Бюро МСЭ).
лицевая сторона
оборотная сторона
Пошаговая инструкция по оформлению
Чтобы оформить, необходимо обратиться в соответствующее бюро МСЭ. Подробная инструкция с пошаговым описанием действий приведена ниже.
Шаг 1. Получение направления
Прежде всего, пациенту следует получить направление. Его могут выдать представители:
- больницы или стационара, где в данный момент человек проходит курс лечения (форма № 088/у-06);
- местного отделения Пенсионного фонда;
- по решению суда (в редких случаях, когда указанные ведомства отказали, но пациент отстоял свое право в суде).
В направлении указывают все основные сведения о пациенте – персональные данные, а также такие сведения::
- специальность, квалификация;
- условия труда;
- должность на настоящей работе;
- сведения об образовании;
- информация о том, какие меры лечения уже применялись.
Важно понимать, что даже при отсутствии направления гражданин может и самостоятельно обратиться в местное Бюро для получения справки МСЭ. В любом случае ему необходимо представить весь пакет документов, описанных ниже.
Шаг 2. Сбор необходимых документов
На месте в Бюро пациент лично или через своего опекуна, законного представителя, а также представителя по доверенности пишет заявление на прохождение комиссии. Для получения МСЭ необходимы следующие документы:
- направление (при наличии);
- медицинская карта с историей болезни;
- заключение врачебной комиссии;
- медицинские документы, результаты анализов, диагностических процедур, относящихся к заболеванию;
- паспорт заявителя;
- его документ об образовании;
- трудовая книжка.
Дополнительно может понадобиться нотариально заверенная доверенность. В некоторых случаях также предоставляется акт по форме Н-1. В нем отражается информация о несчастном случае на производстве и его последствиях для пациента.
Шаг 3. Прохождение комиссии
Для прохождения комиссии с целью получения справки МСЭ необходимо понимать, что это такое, как именно она работает, и куда следует обращаться. Решение принимает так называемое Бюро МСЭ. Изначально пациент идет в местное Бюро (по своему городу или району), затем в случае обжалования – в главное Бюро по региону, далее – в федеральное Бюро. Последней инстанцией, как всегда, является суд, в котором при необходимости можно обжаловать решение комиссии.
Комиссию человек проходит лично. Если он недееспособен (полностью или частично), его в обязательном порядке сопровождает опекун. Если речь идет о несовершеннолетнем, сопровождающим лицом является родитель (законный представитель) – родной или приемный.
Если Бюро того или иного уровня принимает отрицательное решение, оно обязано выдать соответствующий письменный документ с обоснованием своих действий. Далее пациент лично (или через представителя – родители, опекуны, лицо, действующее по доверенности) обращается в орган следующего уровня, пытаясь изменить ранее принятое решение.
Шаг 4 Получение справки, больничного листа и акта
Гражданин проходит комиссию, которая состоит не только из медиков, но и специалистов изучения условий труда, поскольку важно выявить как состояние здоровья пациента, так и особенности его работы (в состоянии ли человек продолжать заниматься именно этим видом деятельности). Предельный срок принятия решения составляет 6 рабочих дней после окончания экспертизы (этот срок не зависит от уровня Бюро – местное, региональное или федеральное).
В случае положительного решения составляются такие документы:
- Акт освидетельствования, в котором описываются особенности физического и психического состояния человека, условия его труда, источники дохода, уровень физической и эмоциональной выносливости.
- Справка МСЭ, которая по сути представляет собой краткую выписку из этого акта и ссылается непосредственно на него.
- Больничный лист, в котором с помощью специальных кодов (например, «32») обозначают факт присвоения группы инвалидности и утраты работоспособности в связи с этим. На листке обязательно проставляется не только печать больницы, где состоит пациент, но и печать комиссии МСЭ.
Само Бюро не продлевает больничные листы – этим занимается только больница, где состоит пациент. Поэтому важно знать, что такое действие можно совершить у участкового терапевта: это общее правило (к нему обращаются с картой, справкой МСЭ и прочими медицинскими документами).
Акты Бюро МСЭ всех уровней хранятся в архивах в течение минимум 10 лет. При необходимости пациент или его представитель могут затребовать соответствующие документы по заявлению.
Ответы на распространенные вопросы
Наряду с вопросом о том, что такое справка МСЭ, пациентов и их близких интересуют и другие: это типичные ситуации, которые чаще всего встречаются на практике.
Можно ли пройти комиссию не по прописке
Гражданин может получить обратиться в Бюро по месту своей регистрации:
- постоянной (в том же регионе);
- временной (по месту пребывания).
Поэтому если пациент находится за пределами своего «домашнего» региона, он сначала должен получить отметку о временной регистрации по месту пребывания, после чего посетить местное Бюро. Если же человек намерен пройти комиссию в том же регионе, но в другом районе, оформление временной регистрации необязательно. При этом жители нескольких субъектов могут пройти комиссию без временной прописке:
- в Москве и Московской области;
- в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;
- в Республике Крым и Севастополе.
Например, гражданин прописан в Московской области – тогда он может пройти МСЭ и в Москве. Или гражданин прописан в Севастополе – значит, он может пройти комиссию и в Крыму без дополнительной регистрации.
Если человек тяжело болен
В случае, если пациент тяжело болен (частично или полностью парализован, имеет спутанное сознание, острые психические расстройства, эмоциональные нарушения, нетранспортабелен и т.п.) опекунам или законным представителям (а также представителям, действующим по доверенности) следует получить у лечащего врача справку о том, что гражданин не может самостоятельно заниматься сбором всех необходимых документов.
Тогда бумаги будут собирать:
- сами врачи (карта, результаты анализов, диагностических обследований, заключений);
- родственники (документ об образовании, фото и т.п.);
- работодатель (все документы, связанные с работой: трудовая книжка, описание условий труда и т.п.).
Как сделать копию
Пациент может сделать несколько копий справок МСЭ – сколько понадобится ему для дальнейших оформлений. При необходимости копия заверяется нотариально, причем делается это за счет заявителя. Поскольку справку обычно приходится предъявлять достаточно часто, лучше заламинировать ее и вложить в паспорт.
Что делать в случае потери
Если документ утерян, необходимо изготовить дубликат. Услуга бесплатная и осуществляется в таких органах:
- своя больница;
- местное отделение Пенсионного фонда.
При этом необходимо обязательно предоставить справку из отделения МВД о том, что документ действительно утерян и не был найден.
Подробный о том, что такое справка МСЭ, как ее получить, можно увидеть в материале: это видео содержит комментарий депутата, имеющего группу инвалидности.