Различия между 44 ФЗ и 223 ФЗ в 2024 году
Для выполнения различных проектов, удовлетворения потребностей в товарах или услугах государственные или местные органы власти в 2024 году проводят так называемые госзакупки. Основные 2 нормативных документа, регулирующие эту сферу – это федеральные законы 44 и 223. Принципиально они отличаются тем, что в первом случае закупки осуществляются государственными учреждениями, а во втором – организациями, которые принадлежат государству частично (но не менее чем на 50%). Другие отличия, этапы процедуры закупок подробно рассматриваются далее.
ФЗ 44 и 222: таблица отличий
При участии в конкурсе компании обращают внимание на различные нормативные документы, но в первую очередь – именно на эти федеральные законы. Отличия между ними описаны в таблице.
критерий сравнения | ФЗ 44 | ФЗ 223 |
сфера регулирования | любые закупки со стороны госзаказчиков федерального и регионального уровня; полное описание процедуры торгов, нарушение которой может привести к занесению компании в РНП * | только общие особенности процедуры; при использовании этого закона заказчик обязан самостоятельно разработать внутренний регламент (Положение), на основе которого будут проводиться госзакупки |
заказчики | бюджетные учреждения (федеральный и муниципальный уровень) | разные:
|
поставщики | любые лица – частные граждане, ИП и компании любых форм собственности | |
виды торгов (процедур)** | разные:
|
|
торговые площадки | перечень ограничен 6 электронными сервисами (регистрация бесплатная):
|
довольно большой перечень – около 170 сервисов (как бесплатные, так и платные); при этом участники свободны в выборе площадки – они могут действовать по своему усмотрению |
сроки подачи заявки | аукцион объявляется минимум за 7 дней до того момента, как предполагается прекратить прием заявок;
если же цена контракта более 3 млн рублей – то минимум за 15 дней |
заказчик сам вправе выбирать сроки, причем они должны быть прописаны в соответствующем Положении – с этим документом участникам следует ознакомиться заблаговременно |
виды отчетов заказчика | только об исполнении самого договора, общей сумме закупок | разные:
|
обеспечение обязательств по договору*** | государственное учреждение может установить стоимость обеспечения от 0% до 30% (если общая сумма не более 50 млн р) и от 5% до 30% при превышении этого значения | обеспечение необязательно – в каждом случае заказчик может действовать по собственному усмотрению |
изменение и расторжение договоров | детально прописываются в самом договоре; при этом существенные условия не подлежат изменению | стороны также прописывают условия расторжения/изменения в тексте документа; при этом они могут самостоятельно определять их в соответствии с Положением заказчика |
подача жалобы на действия со стороны заказчика | подаются в местное отделение антимонопольной службы; рассматриваются на общих основаниях в течение 5 рабочих дней | также подаются в местное отделение антимонопольной службы, однако сроки рассмотрения прописываются в договоре отдельно; также при определении сроков и порядка рассмотрения ФАС руководствуется действующим гражданским законодательством |
* Реестр недобросовестных поставщиков
** Согласно ФЗ 44 можно совершать закупки еще одним способом – приобретая товары/услуги у единственного поставщика (ФЗ 223 такой возможности не предусматривает).
*** Участники могут выбирать разные виды обеспечения по своему усмотрению – внесение предоплаты, гарантия со стороны банковского учреждения и др.
Видео комментарий по теме (отличия простыми словами):
Виды торгов
Как тот, так и другой федеральный закон предлагает одинаковые виды (способы) торгов для всех участников. И еще один вид предусмотрен только ФЗ 44 – это закупка у единственной компании (с обоснованием такого решения в специальном отчете). К единым видам торгов по обоим законам относятся:
- Аукцион – победитель определяется по простому принципу: кто предложит наименьшую цену, тому и достанется контракт. Однако бывают и редкие исключения, когда победитель определяется по наибольшей цене.
- Конкурс чаще всего используется для сложных объектов закупки. Победитель определяется по комплексу критериев, а не только по цене (во внимание принимаются квалификация участника, его опыт, деловая репутация и т.п.).
- Запрос котировок совмещает критерии аукциона и конкурса.
- Запрос предложений – участники сами выдвигаются собственные предложения, причем они видят и варианты конкурентов, в связи с чем могут корректировать свои варианты.
Среди описанных способов выделяют и другие разновидности – открытые и закрытые аукционы, запросы предложений/котировок в бумажном и электронном виде и др.
Что касается покупки у единственной компании, это особый случай, который допустимо применять только при наличии обстоятельств, четко прописанных в законе 44. Речь идет о естественных монополиях, проведение закупок по специальным Указам Президента, а также для специальных задач (мобилизационная подготовка) и в пределах небольшой суммы – до 100 тысяч рублей и многие другие
7 этапов проведения конкурса
Согласно 44 федеральному закону существует 7 этапов процедуры:
- Заказчик анализирует потребности и принимает решение о проведении закупок, об их общем объеме и форме. На этом этапе он организует работу комиссии и принимает соответствующее Положение.
- Далее происходит подготовка конкурсной документации. К ней относятся различные документы – это Положение, образцы всех форм документов, обоснование проекта, подробное техническое задание, сам проект и т.п.
- Публикуется извещение с точным указанием сроков подачи заявок, на которые и ориентируются участники процедуры. Извещение и сопутствующая документация в настоящий момент размещается в Единой информационной системе.
- Затем происходит регистрация заявок от всех заинтересованных лиц.
- Информация о заявках анализируется (вскрываются бумажные конверты или открываются электронные файлы).
- Заявки рассматриваются, после чего принимается решение о дальнейшем сотрудничестве с конкретной компанией.
- Называется победитель; далее с ним подписывается договор, после чего компания приступает к работе.
Таким образом, при использовании ФЗ 44 стороны четко руководствуются только его нормами, применение других регламентов не допускается. Что касается случаев, попадающих под действие ФЗ 223, стороны действуют не только по этому закону, но и согласно Положениям о закупках. Поэтому такие ситуации более гибкие с точки зрения регулирования (сроки, отчетность, электронные площадки и т.п.).