В гражданских процессах есть целая категория дел, когда предполагается обязательное досудебное урегулирование спора. В остальных случаях стороны действуют исходя из особенностей договора и обстоятельств своей ситуации. О том, как правильно разрешить разногласия минуя судебные инстанции – прямо сейчас.
Читайте так же: Как составить досудебную претензию (образец)
Стороны всегда могут постараться разрешить все свои разногласия без судебного разбирательства, т.е. право на урегулирование есть всегда. Но в некоторых случаях подобный порядок обязателен – т.е. обратиться сразу в суд невозможно:
Случаи обязательного урегулирования прописаны в законодательстве – наиболее распространенные варианты такие:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. В подобных спорах сначала всегда предпринимается досудебное урегулирование, после чего можно вести гражданский процесс в суде. Причем наличие/отсутствие в договоре соответствующего пункта никак не влияет на обязанность сторон предпринять усилия, чтобы договориться мирно.
Важно обратить внимание, что большинство договоров не содержат конкретного порядка разрешения спора без привлечения суда. Поэтому стороны в целом могут руководствоваться нормами процессуального законодательства (ГПК). Основное требование – факт попытки преодоления разногласий должен иметь документальное подтверждение. Поэтому в общем виде порядок выглядит так:
Если контрагент не отвечает, игнорирует письмо, нужно только дождаться истечения срока ответа, после чего появляется возможность подачи искового заявления.
Наглядный видео комментарий:
Если стороны обязаны разрешить возникшие противоречия мирно по законодательству, нередко они делают это формально, чтобы соблюсти процедуру, после чего сразу обратиться в суд. А в случае, когда подобный порядок необязателен, партнеры вообще могут проигнорировать возможность. На самом деле урегулирование спора на до судебном этапе дает по крайней мере 2 преимущества:
Судя по сложившимся традициям деловой практики до судебное урегулирование действительно помогает решить спор гораздо быстрее, особенно в гражданских процессах, которые, как правило, не требуют приведения столь большого количества доказательств, как, например, в арбитражных делах.
Законодательство не устанавливает формы документа и не прописывает требований к его содержанию. Поэтому каждая организация вправе составить её в произвольном виде. Обычно она оформляется на официальном бланке компании, при этом документ регистрируется в соответствующем журнале. Ставится отметка о дате создания, а также регистрационный номер письма, с которым оно будет отправлено партнеру.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Лучше всего доставить документ до адресата заказным письмом, чтобы иметь документальное подтверждение, что оно было получено. В письме обязательно нужно привести опись вложения, даже если отправление состоит из одного документа. Копию документа нужно обязательно сохранить вплоть до полного разрешения разногласий, потому что риск того, что придется обратиться в суд, существует всегда.
На практике стараются придерживаться такого порядка составления:
В тексте нужно предельно четко сформулировать свои требования, жалобы и предложения по урегулированию. Стиль изложения – официально-деловой, без употребления неточных слов, эпитетов и других средств художественной литературы. К тому же желательно уложиться в 1-2 печатных страницы, потому что практически любое подобное письмо реально составить максимально кратко и конкретно. За основу можно взять такой образец.
Если имеется довольно много требований, их можно оформить как отдельные документы. Впоследствии в суде можно будет указать на то, что факт нарушения договорных обязательств имел место много раз, партнер часто уклонялся от качественного оказания услуг, своевременной оплаты и т.п.
Это наиболее важный вопрос, потому что если организация проигнорирует посланное письмо (и при этом есть уведомление, подтверждающее факт получения), то гражданин или любое юридическое лицо получают полное право для того, чтобы подать исковое заявление.
Обычно предельный срок ответа составляет 30 календарных дней. Отсчет срока начинается с рабочего дня, который следует за днем, когда было официально получено заказное письмо (дата уведомления о вручении). Например, если письмо доставлено 8 мая в понедельник, отсчет начнется 10 мая в среду, потому что 9 мая вторник – официальный выходной.
Наряду с этим максимальным сроком есть и другие варианты:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Если партнеры физически находятся достаточно далеко друг от друга, не следует торопиться подавать иск в суд. Важно учесть время почтовой доставки ответа. В суде будет учитываться дата составления и отправки документа, а не дата его получения стороной, направившей обращение.
Еще один важный момент, который стоит иметь в виду в особенности частным гражданам, когда они обращаются в ОСАГО или к продавцу с требованием устранить замечания по качеству товара. Обращения почти всегда регистрируются в компании официально, о чем покупателю поступает смс-сообщение, уведомление на электронную почту или телефонный звонок. При этом называется и дата регистрации заявления. Однако срок ответа исчисляется всё равно с момента поступления письма – т.е. от даты оформления уведомления о вручении.
Нередко даже в законодательстве нет подробного описания процесса урегулирования. Однако попытки мирного разрешения противоречий должны всегда отражаться в документах. Это подтверждает и судебная практика. Были прецеденты, когда суды отклоняли иски, к которым истец не мог приложить корректно оформленные претензии.
Например, Воронежский областной суд вынес определение от 5 мая 2016 года за номером 3-3066/2016. В нем указывается, что довод истца о том, что в законодательстве нет прямого упоминания о необходимости оформления письменных претензий, не освобождает от подобной обязанности. Поэтому без составления соответствующих бумаг обосновать свою позицию практически невозможно.
Еще один важный момент связан с постановлением Пленума Верховного Суда от 23 июня 2015 года (за номером 25). Там напрямую отражается, что необходимо видеть разницу между претензией как способом урегулирования конфликта на досудебном этапе (в гражданских и иных процессах) и уведомлением. В пункте 115 этого определения указывается, что подобное уведомление всегда направляется заинтересованным лицам – оно может касаться описания качества товара, особенностей предпочтений к предполагаемым услугам, желательные условия по поставке, аренде, займам и т.п. То есть уведомление не предполагает претензии как таковой.
Таким образом, предпринять попытку решить свои разногласия без судебного разбирательства можно даже в тех случаях, когда законодательство прямо не обязывает к подобным действиям. Досудебное решение спора в любом случае дает возможность лучше понять позицию контрагента, что может ускорить гражданский процесс по соответствующему делу.
Не азартные игры – сообщество в телеграм, которое посвящено заработку на торговле криптовалютой. У канала…
Sheikh Announcement – это канал в телеграм для заработка на майнинге. Канал был создан не…
Esperio (Эсперио) — биржа, которую используют более 10 тысяч людей по всему миру. В ее…
Bcsfx24 trading platform (trades bcsfx24 org) — очередная "профессиональная" инвестиционная платформа. Команда опытных разработчиков спешит…
Изучение проекта Dm Sedra Pro что за сайт, и какие условия предлагает, показывает ряд противоречивых…
Fiorqomfar — брокер, открывающий доступ к рынкам металлов, сырьевой продукции, крипты, акций и других инструментов.…