Как правильно сделать запись в трудовую книжку о приеме на работу
Вне зависимости от вида деятельности, должности, вида занятости, прием на работу осуществляется по одинаковой процедуре. Сотрудник отдела кадров фиксирует информацию в трудовой книжке и внутренней документации, выпускается приказ о приеме. Образцы соответствующих документов на 2024 год и пошаговое описание процедуры представлены в статье.
Процедура приема на работу
Если после собеседования фирма одобрила кандидатуру соискателя, последний приступает к исполнению обязанностей в назначенный срок. И уже в первый день он должен подписать все необходимые бумаги:
- все локальные нормативные акты компании (должностная инструкция, режим, распорядок, правила дисциплины, техника безопасности, график планирующихся отпусков и т.п.);
- трудовой договор (индивидуальный и коллективный – при наличии);
- приказ о приеме (допускается подписать его в течение 3 ближайших дней).
Саму отметку кадровый специалист должен внести только после того, как:
- Новый сотрудник внимательно ознакомился и подписал все вышеуказанные бумаги.
- Принято окончательное решение о трудоустройстве, вышло соответствующее распоряжение, подписанное директором компании или руководителем филиала, обособленного подразделения и т.п.
При этом установлен предельный срок для оформления книжки – это 5 дней, в течение которых гражданин уже приступил к своим обязанностям. Оформление осуществляется в обязательном присутствии самого трудоустроенного, при этом он должен предварительно не только ознакомиться с бумагой, но и поставить свою подпись.
Таким образом, в общем случае процедура выглядит так:
- Трудоустроенный знакомится и подписывает все внутренние нормативные акты организации.
- Не позднее, чем через 3 дня после выхода гражданина, директор формирует распоряжение о приеме, а человек знакомится с ним и обязательно подписывает.
- Затем на основании этого распоряжения в присутствии самого человека кадровый специалист вносит соответствующую пометку в книжку. В записи нужно обязательно отразить номер и дату распоряжения. При этом дата трудоустройства ставится только по факту – т.е. указывается именно день начала исполнения обязанностей.
Предельный срок заполнения книжки составляет 5 дней с первого рабочего дня. Поэтому если сотрудник не проработал этот срок, то пометку можно не делать. Хотя не будет ошибкой, если она все же будет прописана.
ПРИМЕР 1.
Человек вышел в понедельник, причем заведомо было известно, что он подменит другого коллегу в течение 4 дней. Тогда никаких записей в книжку делать не нужно.
ПРИМЕР 2.
Трудоустроенный вышел в понедельник, однако в четверг добровольно ушел с нее. Пометка так и не была внесена, поэтому и теперь такой необходимости не возникает.
ПРИМЕР 3.
Гражданин вышел в понедельник, распоряжение и пометка в книжке сделаны во вторник. Тогда в качестве даты нужно обязательно отразить именно понедельник. Аналогично в приказе указывают, что сотрудник также принят с понедельника. В качестве даты выпуска распоряжения указывают фактическую.
ПРИМЕР 4.
Трудоустроенный вышел в понедельник, а во вторник был издано распоряжение о трудоустройстве, в книжку внесена соответствующая пометка. Однако в среду сотрудник принял решение уволиться. Из этой ситуации есть 2 выхода – оформить увольнение по стандартной процедуре или аннулировать пометку о приеме. Порядок действий во втором случае подробно описывается в следующем разделе.
Как аннулировать запись
В некоторых случаях понадобится аннулировать ее, поскольку человек проработал менее 5 дней или запись внесена:
- по ошибке (из-за невнимательности);
- обоснованно, но в ней есть ошибки/неточности;
- обоснованно, но содержит помарки/исправления/нечитаемый текст;
- обоснованно, но ее нужно аннулировать по решению суда или инспекции, другого надзорного органа.
Если необходимо аннулировать ее по любому из представленных оснований, работодатель должен издать соответствующий приказ. Затем на основании этой бумаги кадровый специалист в присутствии сотрудника (владельца книжки) делает такую отметку в ней.
Особенности оформления в разных ситуациях
В целом процедура оформления выглядит одинаково, однако есть несколько случаев, имеющих определенные особенности.
Трудоустройство совместителя
Если оформляется совместитель, его книжка хранится у другого работодателя или в другом подразделении той же фирмы (если речь идет о внутреннем совместителе). Поэтому оформление осуществляется только по желанию сотрудника. Это означает, что он может самостоятельно принести книжку, чтобы представитель компании, где он совмещает должность, сделал отметку.
Однако на практике чаще поступают иначе. Компания издает распоряжение о трудоустройстве, после чего человек вправе бесплатно потребовать его копию. На копии обязательно должна стоять подпись ответственного лица (директора), а также отметка «копия верна». Именно этот документ послужит основанием внесения записи в будущем.
Трудоустройство несовершеннолетнего
Внесение пометки здесь происходит по общим правилам, причем чаще всего фирма самостоятельно заводит книжку на несовершеннолетнего. Подписи в бумагах (трудовой договор, нормативные акты компании, личная карточка и другие) ребенок ставит самостоятельно. Однако если ему менее 14 лет (например, артист театра, кино, цирка и т.п.), правом подписи обладает только законный представитель (любой из родителей или опекун).
Особенности приема иностранного гражданина
В этой ситуации книжка заводится на общих основаниях, причем она обязательно должна быть российского образца (т.е. обычного формата). Документ оформляется даже в тех случаях, когда у оформляемого:
- вообще нет книжки (ввиду того, что законодательство его страны не требует ее наличия или же он устраивается впервые);
- есть документ, но он оформлен в другом государстве (например, трудовая книжка Беларуси).
При этом все прежние отметки из иностранной книжки не переносятся в новый – достаточно зафиксировать только запись о текущем трудоустройстве.
Прием в порядке перевода
Наконец, возможен и случай приема в порядке перевода. Оформление осуществляется в соответствии с фактической ситуацией – т.е. указывается следующая формулировка.