Как получить реестр собственников помещений
Собственники помещений многоквартирного дома периодически собираются на плановые и внеочередные собрания, на которых рассматриваются важнейшие вопросы, касающиеся всего дома или микрорайона (капитальный ремонт, выбор Управляющей компании и т.п.). Решения принимаются большинством на голосовании, а для учета и «веса» голосов используется реестр собственников жилья.
Назначение реестра
Это документ, который содержит перечень всех собственников помещений в конкретном многоквартирном доме. Это могут быть как жилые, так и коммерческие помещения, которыми законно владеют граждане и организации. В перечне приводятся данные по каждому собственнику, а также по площади квартиры. Делается это для того, чтобы определить «вес» голоса для принятия решений на общем собрании собственников.
Дело в том, что голоса подсчитываются не обычным способом (по количеству людей), а в зависимости от площади помещения. Чем большей квартирой владеет человек (или организация), тем больше «весит» его голос. Таким образом, если, например, всем первым этажом 20-этажного дома владеет коммерческая фирма, ее голос равен 1/20 от общей «массы» всех голосов. А если частное лицо владеет квартирой, площадь которой составляет 1/100 от всей площади дома, ровно столько же будет значить и его голос.
Таким образом, назначение реестра следующее:
- Учет всех собственников как жилых, таки нежилых помещений.
- Учет площадей квартир, которыми они владеют.
- Определение «веса» голоса каждого владельца в соответствии с площадью его помещения.
Образец документа
Документ составляется в виде перечня, приведенного в таблице. Он содержит такую информацию:
- Адрес многоквартирного дома.
- Дата, на которую представленная информация является актуальной.
- Номер квартиры или номер нежилого помещения – он должен соответствовать поэтажному плану с экспликацией, который составлялся представителями БТИ (в идеале эти документы есть у каждого собственника).
- Сведения о собственниках – ФИО для частных граждан или полное наименование организации, владеющей нежилым помещением.
- Площадь квартиры или нежилого помещения. Учитываются только отапливаемые части (без балконов, лоджий, террас, веранд и т.п.).
- Доля площади квартиры, которая принадлежит конкретному собственнику. В обычном случае это 100% (1). Если же имущество распределено по долям, прописывают размер доли (например, 1/3).
- Доля этой площади от общей площади многоквартирного дома (как жилой, так и нежилой). Доля определяется процентным соотношением – например, 0,012%. Именно это значение и является численным выражением «веса» голоса.
- ФИО, должность, подпись ответственного лица, составившего реестр.
Площадь измеряется в квадратных метрах. Точность измерений определяется исходя из ситуации. Обычно округляют до сотых или тысячных долей по правилам математического округления. Нижняя строка содержит итоговую запись (общее количество квадратных метров площади дома = 100%).
Кто отвечает за ведение реестра
Реестр всегда должен содержать актуальную, достоверную информацию. Для определения ответственного за ведения сначала нужно выбрать способ управления многоквартирным домом:
- Если им управляют сами собственники (это обычная практика для небольших домов), реестр ведут они же сами – назначают ответственное лицо или приглашают стороннего человека, с которым заключают договор.
- Если управляет ТСЖ, оно же отвечает и за ведение реестра.
- Если Управляющая компания – документ заполняет и поддерживает в актуальном состоянии именно она.
Конкретный сотрудник, отвечающий за ведение этого документа, назначается решением директора УК или председателя ТСЖ. Сотрудник обязан оперативно вносить любые изменения в перечень в таких ситуациях:
- смена владельца (покупка другого жилья, смерть, дарение и т.п.);
- изменение информации о собственнике (например, смена фамилии);
- изменение информации о квартире (например, смена номера при объединении квартир, изменение доли, которую имеет владелец и т.п.).
Внесение возможно только на основании соответствующего распоряжения председателя ТСЖ или директора УК. Подобное распоряжение обязательно ссылается на представленные оригинальные документы:
- свидетельство о собственности (ныне это выписка из ЕГРН);
- документ, на основании которого квартира принадлежит владельцу (например, договор купли-продажи).
Допускается представление копий этих документов, но они должны быть заверены нотариально.
Как получить реестр: 4 способа
Именно УК или ТСЖ должны позаботиться о том, чтобы получить реестр. Однако обратиться за этим документом может и инициативная группа жильцов, которые организуют очередное собрание жильцов.
Есть 4 способа получения документа:
- Запросить его в УК или ТСЖ.
- Запросить данные в Росреестре или МФЦ (центре по оказанию госуслуг гражданам). Достаточно предъявить только паспорт. Готовый документ оформят спустя 5 рабочих дней.
- Получить сведения с помощью поквартирного обхода. Это самый ненадежный способ – полученным данным можно доверять только в том случае, если владельцы квартир представят соответствующие документы.
- Получить данные на специализированных сайтах или у фирм-посредников за дополнительную плату.
Информация в реестре вне зависимости от способа ее получения должна быть достоверной, т.е. точно соответствовать данным из документов на квартиры и другие помещения.