Педагогическая характеристика ребенка может понадобиться для анализа его поведения, учебных и трудовых навыков, особенностей взаимоотношений с учителями, одноклассниками и другими людьми. Документ составляется в произвольной форме и обычно включает в себя 5-7 разделов с различными характеристиками учащегося. Пошаговая инструкция по составлению этого документа, а также готовые образцы, на которые можно ориентироваться при написании характеристики, представлены в статье.
Описываемый документ официально называется психолого-педагогическая характеристика учащегося, что отражает его структуру и назначение. В характеристике важно описать ученика не только с точки зрения его характера, уровня воспитанности, поведения, но и в плане развития учебных навыков общего характера, а также по конкретным предметам (если это требуется). Полная версия документа состоит из 7 или более разделов, их названия и последовательность могут быть произвольно изменены.
В начале документа принято указывать общие данные об учащемся и его семье:
Дальнейшее описание приводится на основе оценочного подхода: приводятся конкретные факты в виде утверждений, характеризующих школьника, а также их оценка по определенным критериям. Например, в описании взаимоотношений ребенка необходимо коснуться всех сфер его общения в семье и школе, а также дать характеристику этим отношениям.
Отношения с учителями
хорошо | отношения с большинством или со всеми учителями построены на взаимном уважении, доверии; удалось наладить благоприятные, психологически комфортные взаимоотношения |
удовлетворительно | в основном отношения с учителями нормальные, однако с некоторыми педагогами они не сложились, имеют ситуативный, часто непредсказуемый характер |
плохо | с большинством учителей отношения не сложились, взаимного доверия и уважения нет, к замечаниям педагогов учащийся относится пренебрежительно |
сложная ситуация | отношения со многими учителями имеют откровенно конфликтный характер, выходящий за пределы нормального; учащийся может проявить агрессию, грубость, применять недопустимые выражения, психологическое давление и физическую силу |
Отношения с учениками (одноклассниками)
хорошо | ребенок пользуется уважением у одноклассников, с большинством других детей у него выстроены нормальные, доверительные отношения |
удовлетворительно | со многими ребятами выстроены нормальные отношения, однако с отдельными учениками отношения не сложились или носят явно конфликтный характер |
плохо | отношения сложились только с узким кругом одноклассников (1-2 человека), с остальными отношения не выстроены, ребята игнорируют друг друга или проявляют явно агрессивные манеры поведения |
сложная ситуация | отношения в классе не сложились ни с кем, ребенок фактически является изгоем |
Отношения в семье (психологический климат)
хороший | отношения в семье удовлетворительные, ребенок свободно общается со всеми членами семьи, доверяет им, пользуется уважением; конфликты редки и не приводят к серьезным последствиям |
противоречивый | ребенок привязан только к одному из родителей (или другому члену семьи), чувствует себя дома явно некомфортно, предпочитает избегать общения с несколькими родственниками |
плохой | отношения в семье явно не сложились, ребенок игнорирует всех родственников или настроен по отношению к ним явно враждебно |
На основе этой части можно составить выводы о положительных и отрицательных качествах личности ребенка, а также составить примерный план коррекции недостатков, систему мер по социализации учащегося в коллективе.
Важно охарактеризовать и общее отношение ребенка к изучению предметов в школе с точки зрения его интереса:
В этом разделе можно кратко оценить трудовые качества учащегося, его общее отношение к труду как к явлению (в школе, дома, в другом кругу) по такой шкале:
Оценивается уровень развития разных качеств:
Характеризовать можно на основе единых критериев – «высокий», «достаточно высокий», «средний», «низкий».
Здесь необходимо прописать конкретные проблемы, которые возникают у ученика по каждому предмету, например:
В завершающей части составители характеристики должны составить выводы относительно учебных, воспитательных, личностных характеристик учащегося. В выводе должны приводиться не только утверждения, описывающие школьника, но и возможные меры по коррекции недостатков, например:
В конце документа ставят свои подписи все педагоги, психологи, иные лица, которые участвовали в составлении характеристики (письменно или устно). Обязательно ставит подпись классный руководитель, указывает дату составления характеристики. Также принято проставлять печать школы.
Педагогическая характеристика необязательно должна включать сразу все указанные разделы. Она может быть составлена и в более кратком варианте, без четкого выделения подзаголовков, т.е. единым текстом. На практике распространены краткие характеристики, образцы которых выглядят так.
При нарушении трудовых прав работника он имеет право подать жалобу в надзорный орган на работодателя. Для защиты своих интересов обращаются…
Написание акта выполненных работ по договору: образец и правила К числу бухгалтерских первичных документов относится договор или акт приема выполненных…
Наверное, практически каждый житель нашей страны пользовался услугами юристов. Но вот предварительно, чтобы попасть к юристам предстоит выплачивать определенную сумму,…
Бизнес для своего развития требует частого финансирования. Если у его владельца нет денег, тогда ему понадобится оформить банковский заем. Банкиры…
У многих людей случаются ситуации, при которых им необходимо где-то срочно взять деньги. Не всегда можно обратиться к родственникам, друзьям…
Если необходимо разрешить спор в определении границ земли, необходимо произвести несколько действий досудебного урегулирования и при отсутствии положительного результата направить…