Порядок защиты чести достоинства и деловой репутации

Граждане, предприниматели и юридические лица вправе защитить свою честь или деловую репутацию только в суде. Пострадавшая сторона не должна приводить оправдательные аргументы. Однако она обязана показать, что информация порочит ее доброе имя и распространяется конкретным человеком/компанией. Подробный порядок действий описан в статье.

Определения понятий

Законодательство РФ не приводит конкретных определений ни одного из этих понятий. Однако на практике общепринято считать, что:

  1. Честь – это общественная оценка конкретного человека, характеристика его черт как личности, поведения, качеств характера, мировоззренческих установок.
  2. Достоинство – это самооценка человеком этих же качеств. При этом достоинство признается и обществом, а также государством.
  3. Деловая репутация – это оценка со стороны общества профессиональных качеств человека, его знаний и умений как работника.

Понятие деловой репутации в равной степени относится как к отдельным гражданам, так и к компаниям, индивидуальным предпринимателям. Предполагается, что юридическое лицо может иметь только деловую репутацию, а отдельные люди обладают как деловой репутацией, так и личной. Что касается чести и достоинства, они могут характеризовать только конкретного человека, а не организацию.

Таким образом, перечисленные понятия описывают духовно-нравственные характеристики людей и показатели профессионализма компании. Вместе они образуют духовные права, которые напрямую не относятся к материальным, однако имеют множество связей с ними.

Мнение эксперта
Соболев Дмитрий
Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта
Например, человек имеет право на доброе имя. При нарушении этой нормы он рискует столкнуться с проблемами в сфере профессионального развития, взаимоотношений с кредиторами. Это в перспективе усугубляет его финансовое положение, т.е. нарушает уже материальные права.

Законодательная база

Право на защиту собственной чести, достоинства и доброго имени имеет каждый гражданин РФ, что гарантируется Конституцией.

Другие законодательные акты конкретизируют способы и порядок защиты чести.

ГК определяет описанные понятия как нематериальные блага человека, которые он приобретает по праву рождения. То есть «по умолчанию» каждый человек и компания обладают добрым именем, считаются «хорошими», если не будет доказано иного.  Описанные нематериальные блага не могут быть отчуждены и не передаются по наследству, не реализуются иным путем. Однако они могут быть нарушены различными способами со стороны частных лиц, предпринимателей или компаний.

В чем может состоять вред чести, достоинству и деловой репутации

Нематериальным (духовным) правам может быть нанесен исключительно нематериальный вред, что, однако, не исключает материально-финансовых последствий. Ущерб чести человека или репутации компании либо ИП состоит в том, что заинтересованное лицо распространяет о нем порочащие сведения, т.е. заведомо ложную информацию негативного характера.

Такие сведения передаются большому кругу лиц, что формирует негативное восприятие человека или компании в обществе, определенной группе, перед близкими, клиентами, в регионе или государстве в целом. При этом такие данные распространяются именно в средствах массовой информации (ТВ, газеты, интернет и т.п.).

В результате потерпевшая сторона получает или рискует получить как моральный, так и материальный ущерб:

  • потеря работы;
  • заключение под стражу;
  • потеря репутации;
  • разрыв связей с деловыми партнерами;
  • ущерб для товарного знака, бренда;
  • снижение объема продаж и многое другое.

При определении вреда, нанесенного порочащими сведениями, действуют общепринятые правовые принципы:

  1. Презумпция добросовестности.
  2. Презумпция невиновности.

Данные принципы означают, что каждый человек и каждая компания не обязаны доказывать свое доброе имя и репутацию, которая изначально неотъемлемо принадлежит им. При поступлении определенной негативной информации доказать ее правдивость обязана только та сторона, которая распространила подобные сведения. Сам субъект не обязан оправдываться и доказывать ложность поступивших данных, хотя он вправе сделать это по своему усмотрению.

Мнение эксперта
Соболев Дмитрий
Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта
Покупатель настаивает на том, что магазин реализует просроченные продукты. Он распространил данные через публикацию в местную газету. В таком случае магазин не обязан доказывать, что информация является ложной. Вместе с тем компания вправе обратиться в суд и потребовать опровержения этих сведений.

Способы и порядок защиты чести достоинства а также деловой репутации: образец искового заявления

Гражданский кодекс предусматривает судебное восстановление нарушенных прав путем:

  • опровержения ложных сведений тем же способом, каким они были изначально распространены;
  • компенсации морального вреда (только в отношении частных лиц).
мера форма компенсации
опровержение порочащих данных в том же самом СМИ, где была распространена информация
компенсация морального вреда исключительно в денежной форме

Обе меры могут применяться как совместно, так и по отдельности – конечное решение остается за судом. Таким образом, единственный способ восстановления своей чести или репутации – это обращение в суд с требованием опровергнуть распространенную информацию негативного характера. К такой же договоренности стороны могут прийти и в досудебном порядке, заключив мировое соглашение, которое имеет полную юридическую силу.

Защита реализуется в судах общей юрисдикции (для граждан) и в арбитражных судах (для ИП и юридических лиц). В качестве истца может выступить как частный гражданин, так и представитель компании, организации, сообщества либо предприниматель. Важно понимать, что право на защиту доброго имени человек имеет как при жизни, так и после смерти. Поэтому в суд могут обращаться в том числе и наследники покойных граждан, доброму имени которых был нанесен ущерб (в том числе и после смерти).

В качестве ответчика выступают:

  • сами авторы, которые составили ложные материалы, доносы, фото, видео и т.п.;
  • лица, распространяющие эту информацию (например, граждане либо газеты, владельцы сайтов и других СМИ).

Исковое заявление имеет стандартную структуру и содержит такие разделы:

  1. «Шапка» с названием суда, ФИО, адресом, контактными данными истца и ответчика.
  2. Подробное описание ситуации.
  3. Исковые требования – опровержение ложных сведений и компенсация морального вреда.
  4. Приложения.
  5. Дата, подпись, расшифровка подписи.

При составлении заявления можно ориентироваться на такой образец.

Важно понимать, что потребовать восстановления своего доброго имени истец может и в тех случаях, когда установить автора ложных слухов невозможно в силу объективных причин (либо этот автор умер, пропал без вести и т.п.). В таком случае сторона также не обязана доказывать свою добросовестность, т.е. нет необходимости предоставлять документы, которые подтверждают ее положительную деловую репутацию.

Срок давности по подобным делам составляет 3 года. Если истец требует возмещения ущерба в связи с публикацией ложных сведений в СМИ, давность составляет 1 год. Течение этого срока начинается с того момента, когда пострадавший узнал о распространении порочащей информации либо должен был узнать об этом. При наличии уважительных причин (болезнь, другие чрезвычайные обстоятельства) сроки могут быть восстановлены: соответствующее решение вправе принять только суд.

Обзор судебной практики: 10 выводов

Судебная практика по таким делам довольно разнообразна. Статистика показывает, что ежегодно заслушиваются претензии по 5000 искам граждан и 800 искам от ИП и юрлиц. При этом судьи стремятся руководствоваться разъяснениями высшей инстанции.

По делам этой категории Пленум дал следующие разъяснения:

  1. При урегулировании разногласий необходимо обращать внимание не только на российское законодательство, но и на постановления Европейского суда, и других международных документов.
  2. Иски должны рассматриваться и в тех случаях, когда автора установить невозможно (анонимные записки, негативная информация в сети интернет и т.п.).
  3. Если участником процесса выступает предприниматель или компания, но при этом дело не имеет отношения к экономической деятельности, оно рассматривается в судах общей юрисдикции.
  4. Предварительное требование к автору об опровержении ложных данных необязательно – каждое лицо вправе сразу обратиться в суд.
  5. Если порочащая информация распространена сотрудником компании (в связи с выполнением им профессиональных обязанностей), то ответчиком будет выступать именно эта компания как юридическое лицо. При этом сам сотрудник может выступить как третья сторона при условии, что он не имеет личной заинтересованности в деле.
  6. Если в действиях автора ложных сведений имеются признаки преступления, потерпевший может потребовать возбуждения уголовного дела. Отказ от возбуждения не лишает его права обращения в гражданский суд.
  7. Суд должен убедиться в факте распространения информации конкретным лицом. Доказать этот факт должна пострадавшая сторона. Также она должна доказать факт того, что эта информация является порочащей.
  8. Ложными являются те сведения, существование которых не доказано. К ним не может быть отнесена информация, которая содержится в судебных документах (определения, решения, приговоры).
  9. Порочащей является информация не только о нарушении лицом законодательства, но о совершении им неэтичного, безнравственного поступка, который формально не запрещен законом.
  10. В некоторых случаях СМИ освобождаются от ответственности за распространение таких данных. Все эти случаи прописаны в соответствующем законе, причем их перечень является исчерпывающим.

Поделиться ссылкой:

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Обзор телеграм канала Не Азартные Игры: проверка контента, отзывов пользователей и методик торговли G Zemtsov

Не азартные игры – сообщество в телеграм, которое посвящено заработку на торговле криптовалютой. У канала…

3 недели ago

Обзор телеграмм трейдера Sheikh Announcement: отзывы инвесторов, проверка заработка с  OfficialSheikhBot, оценка рисков и перспектив проекта

Sheikh Announcement – это канал в телеграм для заработка на майнинге. Канал был создан не…

3 недели ago

Обзор платформы Эсперио: отзывы о брокере Esperio от настоящих пользователей

Esperio (Эсперио) — биржа, которую используют более 10 тысяч людей по всему миру. В ее…

6 месяцев ago

Bcsfx24 trading platform: отзывы о брокере trades bcsfx24

Bcsfx24 trading platform (trades bcsfx24 org) — очередная "профессиональная" инвестиционная платформа. Команда опытных разработчиков спешит…

6 месяцев ago

Dm Sedra Pro: обзор брокера, что за сайт, доверять ДМ Седра или нет

Изучение проекта Dm Sedra Pro что за сайт, и какие условия предлагает, показывает ряд противоречивых…

6 месяцев ago

Fiorqomfar: анализ брокерской компании, разоблачение, честные отзывы о Фиоркомфар

Fiorqomfar — брокер, открывающий доступ к рынкам металлов, сырьевой продукции, крипты, акций и других инструментов.…

6 месяцев ago