Организация охраны труда на предприятии с чего начать в 2024 году

Обязанность по охране труда сотрудников, занятых на предприятии, в 2024 году законодательство возлагает на работодателя. Это означает, что компания должна предпринять все возможные меры для минимизации вероятности наступления несчастных случаев, получения травм, развития профессиональных заболеваний работников. О законодательном регулировании охраны труда, а также о том, с чего нужно начать для ее разработки, подробно рассказывается в материале.

Образец положения об охране труда на предприятии 2024 (word)

 Образец положения о системе управления ОТ (word)

Положение о службе ОТ (word)

 Образец приказа (word)

 Образец плана мероприятий по охране труда (word)

Мнение эксперта
Саломатов Сергей
Эксперт по недвижимости
Ранее мы рассказывали о том как правильно составляется характеристика условий труда работника для МСЭ, рекомендуем вам ознакомиться с этой информацией тут.

Законодательная база

Обязанность компании обеспечить безопасные условия для работы каждого сотрудника предусмотрена трудовым законодательством. В статье 212 Трудового кодекса приводится большой перечень задач, стоящих перед предприятием. Они касаются как самих мер по охране труда, так и обучения работников нормам безопасности. В основном это выражается в создании таких элементов:

  • служба охраны труда;
  • организация процедуры оценки условий труда;
  • обучение сотрудников соответствующим правилам;
  • обеспечение их всеми необходимыми инструментами, материалами, оборудованием для безопасной работы;
  • разработка нормативных документов, регулирующих все основные правила;
  • постоянный контроль за соблюдением этих правил.

Для разработки конкретных нормативных документов, устанавливающих правила охраны труда, работодателю также следует обратиться к федеральным нормативным актам.

На основе этих документов компания разрабатывает собственные инструкции, которые должны предусмотреть регулирование таких вопросов:

  1. Разработка перечня процедур для выполнения задач в сфере охраны труда.
  2. Периодичность проведения мероприятий.
  3. Регламент по оценке условий труда.
  4. Регламент по проведению инструктажа среди разных категорий сотрудников.
  5. Перечень ответственных лиц по каждому мероприятию.

Что касается создания для этого службы, то компания должна организовать ее в тех случаях, когда количество ее сотрудников составляет 50 человек и более. В этом случае можно привлечь к работе 1 специалиста или группу работников, занимающихся именно этими задачами.

Задачи этой службы определяются приказом по предприятию, к основным из них относятся:

  1. Определение потенциально опасных факторов, которые могут привести к развитию заболевания и/или несчастному случаю, травме.
  2. Разработка профилактических мероприятий для значительно уменьшения вероятности наступления несчастных случаев.
  3. Действия по организации и контролю оценки условий труда.
  4. Участие в плановых и внеплановых проверках оборудования, цехов, механизмов, используемых в работе.
  5. Участие в работе комиссий, которые принимают решение о вводе в действие производственного объекта.
  6. Организация, проведение и контроль мероприятий по улучшению условий труда.

Шаг 1. Разработка локальных актов

Главная задача работодателя, стоящая в числе первых, – разработка полного перечня всех локальных актов, регулирующих эту сферу. На законодательном уровне конкретный список базовых документов не установлен, поэтому специалист по ОТ может ориентироваться на многолетий опыт коллег и традиции, сложившиеся в этой области на других предприятиях.

Прежде всего, работодатель должен использовать такую документацию:

  1. Основным документом является положение об охране труда – именно этот акт определяет политику компании, ее основные задачи, обязанности, ответственность в этой сфере.
  2. Инструкции для специалистов по каждой должности.
  3. Журналы, регистрирующие проведение каждого инструктажа группы сотрудников или отдельных работников.
  4. Приказы, согласно которым утверждаются ответственные лица в конкретной области (в зависимости от их должностных обязанностей) – например, за обучение работников на местах, пожарную безопасность, электробезопасность и т.п.
  5. Документация, связанная со специальной оценкой условий организации труда – в ней прописываются задачи, регламент проведения процедуры и другие аспекты.
  6. Программы обучения работников на местах (индивидуально и в группах).
  7. Журнал регистрации несчастных случаев.

Указанных локальных актов предприятия на практике может быть очень много – десятки и сотни документов. Они касаются разных сфер регулирования ОТ, поэтому удобнее всего классифицировать их по типу.

Положения

Основное положение регламентирует общие аспекты по ОТ на предприятии, определяет главные направления деятельности компании в этом направлении.

Отдельное положение также разрабатывается по работе службы ОТ. В документе описываются функции службы, основные принципы ее работы, ответственность службы в пределах ее компетенции, контроль за ее работой и другие аспекты.

Приказы

Эти документы регламентируют проведение конкретных мероприятий (плановых и внеплановых), утверждают введение в действие всех локальных актов, связанных с ОТ (инструктажи, журналы и многие другие).

Журналы

Эти документы должны зарегистрировать проведение различных инструктажей, других видов обучения, несчастные случаи и т.п.

Перечни

Перечни являются наиболее объемными документами с точки зрения содержания. Они содержат списки конкретных профессий работников, которые связаны с потенциально опасным трудом, списки материалов, инструментов, одежды, выдаваемой работникам и т.п. Эти перечни можно издавать как самостоятельные документы или выносить их в приложения к другим актам.

Инструкции

Представляют собой документы, на основе которых сотрудники проходят соответствующие инструктажи – например, по пожарной или электробезопасности.

Видеокомментарий по организации и видам проведения инструктажей:

Прочие документы

Сюда относятся всевозможные акты, регулирующие различные сферы ОТ:

  • графики проведения медосмотров;
  • учебные программы;
  • удостоверения ответственных сотрудников;
  • технические паспорта оборудования, зданий и т.п.

Шаг 2. Анализ профессиональных рисков и обучение работников

После составления базовых документов, регламентирующих основные стороны ОТ, необходимо организовать работу по выявление опасных факторов на производстве, которые потенциально могут привести к несчастным случаям, а также развитию заболеваний сотрудников. После выявления этих факторов необходимо составить несколько списков работников для организации их обучения:

  1. В первый список входят руководители компании, всех обособленных подразделений, а также ответственные по организации обучения других работников (проведению стажировки, инструктажей, ответственные за пожарную и иные виды безопасности, лица, выдающие допуски к проведению опасных работ и др.). Эти работники отправляются на обучение, которое организовывают Учебные центры при Министерстве труда (ВНИИ). 
  2. Во второй список входят те работники, которые заняты потенциально опасным трудом, т.е. непосредственно занимаются производством, стоят у конвейерной линии, работают с опасными механизмами, оборудованием, проводят ремонтные работы. Они также проходят обучение по собственным программам, причем в результате эти работники должны стать членами постоянно действующей экзаменационной комиссии. Для этого они проходят программу общей длительностью 72 часа, однако впоследствии именно они будут принимать экзамены у всех остальных работников, что избавляет компанию от дополнительных расходов, связанных с их обучением.
  3. В третий список включаются все остальные сотрудники, работа которых не связана с потенциально опасными факторами. Это работники, занятые в офисе, бухгалтеры, специалисты кадрового отдела, курьеры и другие. Они не нуждаются в проведении отдельного обучения – им достаточно сдать экзамен представителям из 2 списка (обучение ОТ каждые 3 года, прохождение инструктажа по электробезопасности ежегодно).

Шаг 3. План мероприятий по ОТ

Следующий шаг связан с организацией всех остальных процедур по ОТ. Каждая компания сталкивается с необходимостью проведения целого ряда мероприятий, которые могут занять несколько месяцев. Поэтому целесообразно распределить их сразу на весь год, составить соответствующий график и издать приказ с расписанием инструктажей, проведения обучения, медосмотров и т.п.

Для этого необходимо составить план мероприятий по ОТ. К содержанию этого документа строгих требований не предъявляется – достаточно указать в нем такие данные:

  1. Наименование мероприятия, цель его проведения.
  2. Примерный срок (диапазон дат или месяц).
  3. Ответственное лицо (должность, ФИО).

Для удобства все мероприятия можно перечислить не в простой хронологической последовательности, а объединить их в несколько групп в зависимости от назначения – например, для повышения уровня знаний и навыков сотрудников в сфере ОТ (обучение), для улучшения здоровья (медосмотры) и т.п. За основу можно взять такой образец.

 

Поделиться ссылкой:

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Обзор телеграм канала Не Азартные Игры: проверка контента, отзывов пользователей и методик торговли G Zemtsov

Не азартные игры – сообщество в телеграм, которое посвящено заработку на торговле криптовалютой. У канала…

3 недели ago

Обзор телеграмм трейдера Sheikh Announcement: отзывы инвесторов, проверка заработка с  OfficialSheikhBot, оценка рисков и перспектив проекта

Sheikh Announcement – это канал в телеграм для заработка на майнинге. Канал был создан не…

3 недели ago

Обзор платформы Эсперио: отзывы о брокере Esperio от настоящих пользователей

Esperio (Эсперио) — биржа, которую используют более 10 тысяч людей по всему миру. В ее…

6 месяцев ago

Bcsfx24 trading platform: отзывы о брокере trades bcsfx24

Bcsfx24 trading platform (trades bcsfx24 org) — очередная "профессиональная" инвестиционная платформа. Команда опытных разработчиков спешит…

6 месяцев ago

Dm Sedra Pro: обзор брокера, что за сайт, доверять ДМ Седра или нет

Изучение проекта Dm Sedra Pro что за сайт, и какие условия предлагает, показывает ряд противоречивых…

6 месяцев ago

Fiorqomfar: анализ брокерской компании, разоблачение, честные отзывы о Фиоркомфар

Fiorqomfar — брокер, открывающий доступ к рынкам металлов, сырьевой продукции, крипты, акций и других инструментов.…

6 месяцев ago