Оформление пенсии по возрасту в 2024 году
В общем случае для оформления пенсии по старости достаточно принести паспорт и оригинал трудовой книжки и других документов, подтверждающих стаж работника. Однако дополнительно могут понадобиться и другие документы – например, бумаги, подтверждающие стаж на Крайнем Севере, факт воспитания малолетнего ребенка и др. Полный перечень документов и инструкцию по оформлению пенсии в 2024 году можно найти в статье.
Список документов
Два основных, обязательных документа – это паспорт и трудовая книжка. Наряду с ними могут понадобиться и другие бумаги, которые можно объединить в 2 группы:
- Документы для подтверждения дополнительного стажа.
- Документы для получения ежемесячных доплат к пенсии.
Как еще подтвердить стаж
Организации по разным причинам не всегда заключают с гражданином трудовой договор и не всегда фиксируют факт его трудоустройства в основном документе – трудовой книжке. Поэтому зачастую приходится обращаться к бывшим работодателям или в местные архивы для получения других бумаг, подтверждающих стаж:
- Любые трудовые договоры, в том числе на несколько недель/месяцев (например, сезонные работы).
- Гражданские договоры, акты о приемке работ компанией, ИП или частным лицом, которому сотрудник оказывал услугу.
- Трудовые книжки, выдававшиеся на руки работникам колхозов. Этот документ сейчас не используется, но имеет юридическую силу для подтверждения факта работы.
- Справки от работодателя, выписки из приказов (нужно подать выписки из распоряжений руководителя о приеме и увольнении сотрудника).
- Ведомости, лицевые счета и другие финансовые документы, где есть данные о зарплате, периоде ее выдачи.
- Военный билет для военнослужащего, имеющего выслугу в рядах ВС.
Как увеличить пенсию
В ряде случаев пенсия увеличивается за счет того, что в семье пенсионера, например, проживает иждивенец, или его супруг (кормилец) ранее умер и др. Перечень документов для этих случаев представлен в таблице.
ситуация | документы | период предоставления доплаты |
---|---|---|
умер кормилец | справка о полученных им доходах | в течение всего времени |
в семье пенсионера есть нетрудоспособные родственники* | бумаги, подтверждающие возраст нетрудоспособного и его родственную связь с пенсионером | в течение всего периода их нетрудоспособности |
рождение сына/дочери | свидетельство о рождении | до исполнения ребенку 18 лет |
опека малолетнего | решение суда или свидетельство об опекунстве, а также справка о составе семьи | до исполнения ребенку 8 лет |
сын или дочь, признанные инвалидами с детства | выписка из акта МСЭ с установлением инвалидности | в течение всего времени действия инвалидности |
работа во вредных условиях | справки от работодателя | в течение всего времени |
работа на Крайнем Севере | ||
наличие специфической болезни** | медицинская справка |
* Это супруг, оба родителя, дети, внуки, а также братья и сестры, дедушки и бабушки.
** Эти заболевания перечислены в федеральном законе.
Дополнительные документы
Также Пенсионный фонд могут заинтересовать любые случаи, связанные с переменой личных данных – прежде всего, ФИО. Поэтому если гражданин менял, например, фамилию, он должен предоставить оригинал свидетельства:
- о перемене;
- о браке;
- о разводе.
Для отдельных категорий работников предусмотрены повышенные пенсии. Это, например, сотрудники федеральных органов власти, прокуроры, судьи, работники специальных служб (ФСБ, Росгвардия и др.), а также лица, имеющие особые заслуги перед государством – Ветераны ВОВ, космонавты, Герои СССР и РФ и др. Они обязаны предоставить документы, подтверждающие наличие оснований для повышенной пенсии.
Пошаговая инструкция по оформлению пенсии
Для оформления пенсии заявитель обращается в местное отделение Пенсионного фонда и предоставляет полный пакет документов. Сотрудник принимает их в работу и информирует о примерных сроках рассмотрения (обычно не более 2 рабочих недель).
Шаг 1. Уточните перечень документов для вашего случая
Начать оформление пенсии лучше заблаговременно, поскольку срок оформления отдельных документов может занять несколько дней или даже недель. В общем случае это будет только паспорт и оригинал трудовой книжки.
Однако если стаж нужно будет подтвердить иным способом, придется разыскивать работодателя или обращаться в архив, если такой организации уже не существует. Поэтому заранее уточните перечень документов, который нужен именно в вашем случае, обратившись на горячую линию или в отделение Пенсионного фонда (бесплатный телефон 8 800 775 54 45).
Шаг 2. Подайте заявление в Пенсионный фонд: образец
В отделении фонда заполните заявление-анкету, в которой укажите личные данные:
- ФИО;
- дата рождения;
- адрес;
- наличие/отсутствие инвалидности;
- наличие/отсутствие льготной категории и т.п.
Подать заявление на оформление пенсии вместе с полным пакетом документов можно 3 способами:
- Лично обратившись в местное отделение Пенсионного фонда. Допускается обратиться и в другой офис, если гражданин находится далеко от места постоянного проживания.
- Обратиться в любой МФЦ – центр по предоставлению госуслуг гражданам. Чтобы попасть на прием без очереди, можно предварительно записаться онлайн или по телефону (например, в Москве +7 (495) 777 77 77, в Санкт-Петербурге +7 (812) 573 9 000).
- Подав заявление онлайн через портал Госуслуги. Предварительно необходимо зарегистрироваться на этом сайте, предоставить данные паспорта и СНИЛС и подтвердить их любым удобным способом.
Заявитель может передать документы на оформление пенсии и через своего представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности.
Шаг 3. Ожидайте решения: сроки рассмотрения
Стандартный срок рассмотрения заявления на оформление пенсии составляет 10 рабочих дней. Однако иногда он может быть увеличен, если заявитель предоставил неполный пакет документом или же данные о его стаже в той или иной организации не подтвердились. В таких ситуациях фонд назначит выплаты только по подтвержденным данным, после чего пенсионер может принести дополнительные бумаги.
В любом случае пенсия начинает начисляться не со дня обращения, а с 1 дня, когда гражданин достиг пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин). Поэтому даже если заявитель обратился спустя 2 месяца после этой даты, ему будет сделан соответствующий перерасчет.