С чего начать оформление инвалидности в 2024 году
Инвалидность устанавливается комиссией врачей, которая называется медико-социальной экспертизой (МСЭ). Именно она принимает решение о присвоении группы инвалидности или отказе с соответствующим обоснованием. Пошаговая инструкция по прохождению этой комиссии, а также перечень всех требующихся документов можно найти в статье.
Законодательная база
Все вопросы, связанные с процедурой признания человека инвалидом, регулируются Постановлением Правительства, принятого в 2006 году.
Согласно этому документу пациент сначала должен получить направление на МСЭ, которое могут выдать представители таких организаций:
- медицинское учреждение (в том числе и частной);
- отделение Пенсионного фонда;
- орган соцзащиты.
Решение о выдаче направления принимается ответственными лицами, причем для этого заявитель (или его представитель – опекун, родитель, лицо, действующее на основе нотариально заверенной доверенности) обязан предоставить соответствующие медицинские документы.
В тех случаях, если было принято отрицательное решение, гражданину выдают справку с описанием причин отказа. С этой справкой он может обратиться в комиссию самостоятельно, собрав для оформления все необходимые документы.
Таким образом, при желании пациент в любом случае сможет попасть на МСЭ, поэтому его основная задача – убедить врачей и других членов комиссии в том, что ему действительно нужно присвоить группу инвалидности. Для этого важно не только собрать все необходимые документы, но и выбрать правильную стратегию поведения во время приема.
Порядок оформления документов: пошаговая инструкция
Процедура сбора документов, получения направления на комиссию может осуществляться как самим инвалидом, так и его представителем (родитель, опекун, доверенное лицо). На саму экспертизу пациент, разумеется, приходит лично. При этом иногда врачи могут вынести решение и заочно, т.е. только на основании документов. Однако такие случаи на практике наблюдаются крайне редко.
Шаг 1. Сбор документов для МСЭ
Перед прохождением комиссии нужно тщательно подготовиться, в том числе собрать все необходимые документы:
- свой паспорт или его копия, заверенная нотариально;
- направление или справка об отказе в выдаче такого направления;
- заявление с просьбой проведения МСЭ (документ выдается в медицинской организации, его образец представлен ниже);
- медицинские документы, которые свидетельствуют о необходимости оформления инвалидности.
Именно последний пункт имеет наибольшее значение. Это медицинские и другие документы, например:
- справки о подтверждении диагноза, прохождения курса лечения, проведенной операции и т.п.;
- выписки из истории болезни, подтверждающие наличие и развитие конкретного заболевания;
- результаты медицинских обследований;
- акт о несчастном случае, который произошел на производстве (травма, ожог и т.п.);
- заключение о наличии профессионального заболевания;
- заключение инспектора по охране труда;
- судебное постановление, которое зафиксировало факт несчастного случая и соответствующие последствия для здоровья пострадавшего и т.п.
Заявление на прохождение комиссии и весь пакет документов можно подать в учреждение, где состоится МСЭ:
- лично;
- через представителя;
- по почте (отправляют заказное письмо, в которое обязательно вкладывают опись вложения; при этом нужно направлять не оригиналы, а копии документов, которые заверяются нотариально за счет заявителя);
- онлайн через портал Госуслуги.
Для подачи заявления онлайн нужно зарегистрироваться на сайте Госуслуги и подтвердить свои данные. Затем пользователь заходит в личный кабинет и выбирает раздел «Мое здоровье», кликает на ссылку «Инвалидность».
Затем нужно пройти по ссылкам, заполнить заявление и следовать дальнейшим подсказкам системы.
Шаг 2. Прохождение МСЭ
Комиссия должная приступить к работе не позднее, чем через 1 месяц со дня подачи полного пакета документов. Это наиболее важный этап, от которого во многом зависит оформление инвалидности. Комиссия изучает все медицинские документы и проводит очную встречу с пациентом:
- в учреждении (бюро МСЭ);
- по месту лечения пациента;
- дома у пациента, если на то есть медицинское обоснование.
В случае принятия положительного решения комиссия составляет акт, в котором указывается целый ряд сведений о пациенте, в том числе – установленная группа инвалидности, срок ее действия и дата следующего обследования.
Шаг 3. Получение справки об инвалидности
Одновременно с актом гражданину на руки выдается справка, в которой указывается группа инвалидности, дата ее присвоения, а также основание принятия решения (ссылка на указанный выше акт). С этой справкой необходимо обратиться к своему лечащему врачу и другим медицинским специалистам для разработки программы реабилитации, получения необходимых лекарств и технических средств реабилитации.
Шаг 4. Что делать в случае отрицательного решения
В этом случае нужно действовать в соответствии с регламентом, описанным в упомянутом выше Постановлении Правительства. Последовательность действий следующая:
- Инвалид лично или через своего представителя обращается в главное бюро в течение месяца с того дня, как решение МСЭ вступило в силу. С собой нужно взять те же самые документы и составить письменное заявление. Пакет документов можно передать в главное бюро через ту же самую МСЭ, которое отказало в присвоении инвалидности. В этом случае бумаги должны быть переданы ответственным лицом в течение 3 рабочих дней.
- Затем главное бюро рассматривает заявление гражданина и выносит соответствующее решение. Предельный срок рассмотрения составляет 1 месяц.
- Если и это решение отрицательное, заявитель обращается в федеральное бюро, которое также должно составить ответ в течение 1 месяца.
- Наконец обжаловать решение этого органа можно в суде. При этом гражданин всегда имеет право прямого обращения в суд – т.е. можно не следовать этому порядку и сразу подавать исковое заявление с обоснованием своей позиции.
Шаг 5. Оформление пособий и льгот
Если принято положительное решение, и присвоена группа инвалидности, гражданин имеет право на получение ежемесячного пособия, прохождение лечебных процедур, а также на целый ряд льгот. Полный перечень прав и льгот зависит от 2 факторов:
- Группа инвалидности (для инвалидов 1, 2 и 3 групп устанавливаются разные льготы).
- Регион проживания – базовые виды помощи от государства предоставляются всем инвалидам без исключения, вне зависимости от места их проживания/регистрации. Однако в каждом регионе могут предоставляться и дополнительные возможности, информацию о которых нужно уточнять в местном отделе соцзащиты, в Администрации из других источников.
Для получения льгот гражданин посещает соответствующий орган:
- Управляющую компанию или ТСЖ для получения скидки на оплату коммунальных услуг;
- соцзащиту для получения технического средства реабилитации (костыли, коляска и т.п.);
- медицинскую организацию (для получения бесплатных лекарств по рецепту).
С собой нужно взять паспорт и справку об инвалидности. Могут понадобиться и дополнительные бумаги – например, для получения налоговых льгот понадобятся документы на объект налогообложения (квартиру, земельный участок, автомобиль). При получении различных государственных услуг их можно оформить в одном месте – МФЦ.