Накладные расходы относятся к себестоимости сметы, однако не связаны непосредственно со строительными работами либо покупкой строительных материалов, оборудования и т.п. Это «косвенные» затраты, которые в не меньшей степени необходимы для организации работы. Они делятся на 5 разновидностей – издержки на управление, обслуживание работников и др. Подробное описание каждой категории, а также примеры расчета таких расходов можно найти в статье.
Мнение эксперта
Саломатов Сергей
Эксперт по недвижимости
Ранее мы приводили образец составления сметы расходов, ознакомиться с реальным примером вы
можете тут.
Накладные расходы в смете включают в себя 5 категорий
Весь перечень расходов по каждому виду содержится в методических указаниях.
Накладные расходы в смете включают в себя 5 категорий – административные, для обслуживания работников и др. Подробные списки по каждому виду представлены ниже.
Административно-хозяйственные
Сюда включают все виды трат, связанные с содержанием управленческого аппарата, служащих, хозяйственных издержек для закупки техники, почтовых переводов и т.п.:
- Зарплата руководителей, служащих и линейных работников (мастера, рабочие, обслуживающие администрацию: секретари, курьеры и многие другие).
- Соцвзносы за всех перечисленных сотрудников.
- Оплата почты и других услуг связи (в том числе международных звонков, доступа в сеть Интернет, Swift и др.).
- Издержки, связанные с покупкой компьютерных программ для составления смет, бах данных, других документов (в том числе и приобретение исключительного права).
- Содержание ЭВМ и другой вычислительной, офисной техники, траты на ремонт.
- Типографские работы, содержание и обслуживание соответствующего оборудования.
- Содержание зданий, в которых работает управленческий персонал и обслуживающие его сотрудники.
- Оплата юридических услуг, других консультаций.
- Издержки, связанные с услугами государственного или частного нотариуса.
- Аудиторские услуги по проверке финансовой документации.
- Покупка канцелярских принадлежностей, приобретение бланков документов, периодики (справочники, календари и т.п.).
- Все разновидности ремонта основных фондов.
- Траты, связанные с созданием резерва по гарантийному ремонту.
- Траты на обслуживание и ремонт легковых автомобилей, обслуживающих администрацию и других работников (в том числе оплата труда водителя, механика, автослесаря, приобретение ГСМ и издержки, связанные с содержанием гаража).
- Траты на такси.
- Расходы на служебные поездки на личных автомобилях (компенсация ГСМ и других расходов в пределах принятых нормативов).
- Траты, связанные с переездом администрации, а также обслуживающих их работников, предоставление подъемных и других стимулирующих выплат.
- Издержки, связанные с обеспечением командировок (проезд, выдача визы, проживание, наем жилья).
- Амортизация по основным фондам либо арендная плата за помещения, в которых работает администрация.
- Расходы представительского характера (например, для приема представителей партнеров).
- Траты на изучение рынка, сбор соответствующей информации.
- Накладные расходы, связанные с обслуживанием счетов в банке.
- Прочие траты.
Мнение эксперта
Саломатов Сергей
Эксперт по недвижимости
Ранее мы приводили пример калькуляции стоимости услуг, ознакомиться с ним вы
можете здесь.
На обслуживание работников
Этот список расходов включает в себя собственно фонда оплаты труда, а также:
- Расходы по переподготовке кадров (оплата образовательных услуг, дополнительных курсов и т.п.).
- Социальный взнос за каждого работника.
- Арендная плата, ремонт зданий, предназначенных для санитарно-гигиенических целей.
- Выплата зарплаты обслуживающему персоналу – уборщики, дворники и др.
- Содержание помещений, которые предназначены для размещения медицинских пунктов.
- Траты, связанные с поддержанием нормальных условий дляработы, а также выполнением правил техники безопасности (в том числе издержки на лечение сотрудников, работающих во вредных или тяжелых условиях труда).
- Траты на услуги сторонних компаний, обеспечивающих сотрудников продуктами питания и создающих нормальные санитарно-бытовые условия.
- Издержки на охрану труда, в том числе на предоставление и обслуживание специальной одежды, лекарств, средств защиты, проведение регулярных медосмотров, аттестацию рабочих мест, приобретение документации по охране труда и т.п.
На организацию работ
К этой категории сметы относятся такие накладные расходы:
- Ремонт инвентаря.
- Ремонт, обслуживание временных сооружений для работников (склады, навесы, душевые, времянки, леса, разводки и т.п.).
- Отчисления на амортизацию или на аренду для проведения всех видов ремонтов, транспортировку оборудования.
- Оплата труда и выплаты на содержание пожарной охраны и сторожей (в том числе содержание сигнализации, соответствующих помещений, приобретение канцелярии, расходы на услуги связи и др.).
- Рационализаторские, нормативные, геодезические работы.
- Проектирование.
- Содержание лабораторий.
- Благоустройство строительной площадки (оплата труда обслуживающего персонала, траты на электроэнергию).
- Подготовка объекта к сдаче (оплата труда, покупка моющих средств, вывоз мусора и т.п.).
- Перебазирование организаций в пределах одного объекта.
Прочие
К ним относятся 3 вида издержек:
- Амортизация по нематериальным активам.
- Выплаты по задолженности в кредитных учреждениях.
- На рекламу.
Не учтенные в нормах расходы, но отнесенные к накладным
К ним относятся траты:
- Налоги и другие обязательные платежи.
- На сертификацию продуктов.
- На обязательное страхование.
- Комиссионные сборы в пользу сторонних компаний.
- Выплата пособий в связи с утратой трудоспособности после травм.
- Перевод средств в резерв для будущего строительства временных сооружений.
- Расходы, которые возмещаются заказчиком за счет других издержек.
Расчет накладных расходов сметы
При расчете накладных расходов в смете следует руководствоваться методическими указаниями Госкомстроя. В них прописано, что траты определяются по нормативам:
- укрупненным для основных видов строительных работ;
- по видам ремонтных, монтажных и других работ;
- индивидуальным (каждая организация может разработать собственные нормативы).
Таким образом, сметчик может взять за основу государственные или индивидуальные нормативы, которые определяются в соответствии с конкретными условиями строительства на основе расчетов издержек на управление этим процессом.
Для проведения расчетов существует 5 методов:
- Пропорционального бюджету фонда оплаты труда.
- Пропорционально количеству машино-часов (если значительная часть процессов автоматизирована).
- Пропорционально себестоимости единицы продукции.
- Прямой подсчет по каждой статье.
- Комбинированные системы расчета на основе вышеперечисленных методов.
Соотношение накладных расходов к общей стоимости сметы регулярно обновляются; в настоящий момент доля накладных издержек от общей стоимости составляет:
- 43,45% по административным тратам;
- 37,32% по обслуживанию работников;
- 15,70% по организации работ;
- 3,53% по прочим расходам.
Однако на практике часто наблюдается значительное отклонение показателей от этих данных. В таком случае руководство принимает решение об оптимизации расходов путем сокращения штата, снижения административно-хозяйственных расходов и т.п.
Например, фонд оплаты труда на объекте за год составил 10 млн руб. Накладные расходы за этот же год достигли 7 млн руб. т.е. 70% (по нормативу 37,32%). Компания приняла решение о сокращении штата, в результате чего удалось добиться снижения доли накладных расходов по смете до 60%.
Поделиться ссылкой: