В целях сохранения экологического равновесия и предотвращения загрязнения окружающей среды во многих странах мира, в том числе и в России, предусматривается обязательный утилизационный сбор на автомобили. Обязанность проведения расчета лежит на самом собственнике, и о том, как это сделать правильно, готовые примеры для разных ситуаций – в этой статье.
Наряду с экологическими соображениями при уплате этого платежа есть и чисто экономические обоснования:
Таким образом, утилизационный сбор, представляет собой разовый (единовременный) платеж, и он вносится только в некоторых ситуациях. Такой взнос гарантирует бесплатную утилизацию и применяется в отношении всех основных транспортных средств:
О том, как правильно рассчитать платеж, и кто освобождается от его внесения – далее.
Как правило, взнос не оплачивается отдельно, поскольку его сумма уже заложена в покупку, подобно тому как налог НДС уже заложен в сумму чека на покупку в любом магазине. Таким способом государство повышает собираемость налогов – благодаря удержанию этого сбора у производителей, а также официальных импортеров взнос удерживается автоматически, в момент приобретения.
Обычно соответствующая отметка присутствует в ПТС – т.е. собственник машины всегда имеет подтверждение о том, что ему уже не нужно вносить этот платеж.
Но в некоторых случаях подобная отметка отсутствует:
Однако даже в таких ситуациях должна стоять другая пометка, которая поясняет, почему собственник был освобожден в свое время от внесения этого обязательного платежа.
Если ПТС был оформлен на отечественную машину (произведенную в России) в период с 1 сентября 2012 года до 31 декабря 2013 года, может приводиться другая формулировка: о том, что собственник взял на себя обязательства самостоятельно утилизировать её.
Таким образом, при приобретении подержанного авто новый владелец должен получить ясную причину того, почему отметка отсутствует. Если предыдущий собственник просто уклоняется от оплаты утилизационного сбора, соответственно, можно либо не участвовать в сделке, либо по крайней мере договориться о более низкой цене.
Соответственно, оплачивается взнос при покупке подержанного автомобиля в таких ситуациях:
Во всех остальных случаях оплачивать сбор не нужно, потому что продавец авто или его импортер уже сделали это.
Вне зависимости от особенностей конкретной ситуации (объем двигателя, возраст, масса, вместимость и т.п.) формула, по которой можно рассчитать утилизационный сбор (УС), единая:
УС = БС*К
БС – базовая ставка;
К – специальный коэффициент.
Определение базовой ставки напрямую зависит от того, используется машина для предпринимательской деятельности и получения прибыли, или нет:
Эта величина зависит сразу от нескольких параметров авто:
Соответствующие сведения приведены в таблицах:
Рассмотрим несколько наиболее распространенных примеров того, как рассчитать утилизационный сбор на разные модели и типы автомобилей.
Пример 1. Автомобиль легковой, новый:
Предположим, что авто имеет обычный бензиновый двигатель объемом от 2000 см3 до 3000 см3, т.е. от 2 до 3 литров. При этом он используется только для личных целей. Тогда нужно выбрать ставку 20 000 рублей и коэффициент из таблицы 2,66. Получается 20000*2,66 = 53200 рублей.
Пример 2. Автомобиль легковой, возраст 3 года и более:
Предположим, что машина опять же используется только в личных целях, а двигатель имеет объем 3200 см3 (т.е. 3,2 литра). Тогда коэффициент из таблицы составит 28,5, а базовая ставка снова будет 20 000 рублей. Перемножая эти данные, получаем размер сбора: 28,5*20000 = 570 000 рублей. Для сравнения: если бы для точно такого же автомобиля сбор был оплачен сразу (т.е. уже заложен в стоимость, как это и бывает в большинстве случаев), коэффициент бы составил 3,47, поэтому и сумма будет на порядок меньше: 20 000*3,47 = 69400 рублей.
Пример 3. Легковой автомобиль, новый, для коммерческого использования:
Если допустить, что объем двигателя будет 2500 см3, то коэффициент из таблицы берется 2,66, а ставка составит уже 150 000 рублей, потому что машина используется в коммерческих целях, поэтому размер сбора составит: 150 000*2,66 = 399 000 рублей.
Пример 4. Грузовой автомобиль, новый
Если грузоподъемность составляет 10 тонн, то коэффициент из таблицы берется 1,57. При этом вне зависимости от того, в каких целях будет эксплуатироваться машина, ставка составит 150 000 рублей. Поэтому в стоимость нового грузовика при таких параметрах будет заложен сбор в размере 150 000*1,57 = 235500 рублей.
Пример 5. Грузовой автомобиль, старше 3 лет
Если взять точно такую же машину, но с возрастом более 3 лет, размер сбора резко увеличивается: на этот раз берется коэффициент 6,8 и умножается на ставку 150 000 рублей. В итоге получается сумма 1 млн 020 тыс. рублей.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Обязанность правильно рассчитать сбор принадлежит самому плательщику, поэтому нужно внимательно учесть обе величины – коэффициент и базовую ставку применительно к своему автомобилю. Однако в случае недоплаты ведомство направит соответствующий запрос, после чего в течение 30 календарных дней нужно будет оплатить разницу. Если же была перечислена сумма больше необходимой, нужно будет самостоятельно составить заявление на возврат, которое составляется и в случае двойной оплаты (оно рассматривается ниже).
Как бы то ни было, новый собственник не несет никакой ответственности в связи с тем, что предыдущий владелец не совершил этот обязательный платеж. Но есть законодательное ограничение – только 20 суток с момента покупки новый владелец может пользоваться машиной без каких-либо санкций.
Если по истечении этого срока представитель ГИБДД выявит нарушение (а именно – отсутствие соответствующей отметки в ПТС), применяется мера ответственности:
Есть несколько случаев, когда владельцы освобождаются от этого платежа:
На практике крайне редко, но все-таки возникают ситуации, когда взнос был оплачен как прежним собственником, так и новым (ошибочно). Тогда новый владелец имеет право на полный возврат средств, для чего ему нужно обратиться в организацию, на счета которой поступила оплата:
С собой нужно взять такие документы:
Наряду с ними составляется заявление, бланк которого находится в органе:
Пояснения к бланку:
Во всех подобных ситуациях процедура возврата выглядит следующим образом. Гражданин приходит с указанным набором документов, оформляет заявление по образцу, принятому в данном ведомстве, указывает свой банковский счет. Ведомство рассматривает заявление в течение максимум 30 календарных дней, после чего принимает решение о возврате и переводит средства. Обычно срок перевода составляет порядка 3-5 рабочих дней. Сумма всегда переводится только безналичным путем (на банковский счет), при этом комиссия, которую оплатил гражданин при переводе, не компенсируется (равно как и реальная инфляция тоже не учитывается).
Бланки положительного и отрицательного решения приведены ниже:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Важно понимать, что новый собственник авто должен обратиться в таможенные или налоговые органы не позднее 3 лет с той даты, когда произошла оплата предыдущим владельцем. Поэтому нужно быть особенно внимательным при получении документов на автомобиль и всегда смотреть отметку об оплате утилизационного сбора.
Не азартные игры – сообщество в телеграм, которое посвящено заработку на торговле криптовалютой. У канала…
Sheikh Announcement – это канал в телеграм для заработка на майнинге. Канал был создан не…
Esperio (Эсперио) — биржа, которую используют более 10 тысяч людей по всему миру. В ее…
Bcsfx24 trading platform (trades bcsfx24 org) — очередная "профессиональная" инвестиционная платформа. Команда опытных разработчиков спешит…
Изучение проекта Dm Sedra Pro что за сайт, и какие условия предлагает, показывает ряд противоречивых…
Fiorqomfar — брокер, открывающий доступ к рынкам металлов, сырьевой продукции, крипты, акций и других инструментов.…