Когда нужно платить утилизационный сбор на свой автомобиль

В целях сохранения экологического равновесия и предотвращения загрязнения окружающей среды во многих странах мира, в том числе и в России, предусматривается обязательный утилизационный сбор на автомобили. Обязанность проведения расчета лежит на самом собственнике, и о том, как это сделать правильно, готовые примеры для разных ситуаций – в этой статье.

Назначение

Наряду с экологическими соображениями при уплате этого платежа есть и чисто экономические обоснования:

  1. Прежде всего, государству важно компенсировать свои потери, которые получаются из-за снижения пошлин, предусмотренных на импортируемые из-за границы автомобили.
  2. Наряду с этим такой сбор помогает повысить спрос на отечественные авто, поскольку многочисленные государственные программы предоставляют дополнительные возможности при их покупке (специальные цены, скидки на сборы и т.п.).
  3. Наконец, такой сбор служит основной цели исходя из названия: стремясь минимизировать загрязнение окружающей среды, государство сразу вводит в сумму покупки автомобиля ту часть, которая потом будет потрачена собственно на переработку изношенной машины, не подлежащей восстановлению.

Таким образом, утилизационный сбор, представляет собой разовый (единовременный) платеж, и он вносится только в некоторых ситуациях. Такой взнос гарантирует бесплатную утилизацию и применяется в отношении всех основных транспортных средств:

  • легковых и грузовых автомашин частного и коммерческого использования, вне зависимости от принадлежности (физическому или юридическому лицу);
  • прицепов к автомобилям (легковым и грузовым);
  • самоходных машин (тракторы, квадроциклы, вездеходы и др).

О том, как правильно рассчитать платеж, и кто освобождается от его внесения – далее.

Когда нужно платить

Как правило, взнос не оплачивается отдельно, поскольку его сумма уже заложена в покупку, подобно тому как налог НДС уже заложен в сумму чека на покупку в любом магазине. Таким способом государство повышает собираемость налогов – благодаря удержанию этого сбора у производителей, а также официальных импортеров взнос удерживается автоматически, в момент приобретения.

Обычно соответствующая отметка присутствует в ПТС – т.е. собственник машины всегда имеет подтверждение о том, что ему уже не нужно вносить этот платеж.

Но в некоторых случаях подобная отметка отсутствует:

  1. Если паспорт был выдан до 31 августа 2012 года включительно, отметки нет потому, что законодательство того времени не предусматривало обязательную оплату сбора (это касается только колесных, а не гусеничной техники). Правило касается как отечественных (вне зависимости от происхождения бренда – т.е. в том числе собранных на территории России иностранных авто), так и импортных автоммашин, которые были ввезены строго до этой даты.
  2. Также отметки нет, если гражданин или организация приобрели зарубежный автомобиль за границей, а затем самостоятельно переправили его в Россию (перегон или транспортировка с использованием услуг сторонней компании).

Однако даже в таких ситуациях должна стоять другая пометка, которая поясняет, почему собственник был освобожден в свое время от внесения этого обязательного платежа.

Если ПТС был оформлен на отечественную машину (произведенную в России) в период с 1 сентября 2012 года до 31 декабря 2013 года, может приводиться другая формулировка: о том, что собственник взял на себя обязательства самостоятельно утилизировать её.

Таким образом, при приобретении подержанного авто новый владелец должен получить ясную причину того, почему отметка отсутствует. Если предыдущий собственник просто уклоняется от оплаты утилизационного сбора, соответственно, можно либо не участвовать в сделке, либо по крайней мере договориться о более низкой цене.

Соответственно, оплачивается взнос при покупке подержанного автомобиля в таких ситуациях:

  1. У лиц, которые официально освобождены от оплаты (они рассмотрены ниже).
  2. У лиц, которые приобрели за рубежом и сами транспортировали ее на территорию страны.
  3. У лиц, которые должны были самостоятельно внести платеж, но по каким-то причинам не сделали этого.

Во всех остальных случаях оплачивать сбор не нужно, потому что продавец авто или его импортер уже сделали это.

Как рассчитать взнос: формула и примеры

Вне зависимости от особенностей конкретной ситуации (объем двигателя, возраст, масса, вместимость и т.п.) формула, по которой можно рассчитать утилизационный сбор (УС), единая:

УС = БС*К

БС – базовая ставка;

К – специальный коэффициент.

Базовая ставка

Определение базовой ставки напрямую зависит от того, используется машина для предпринимательской деятельности и получения прибыли, или нет:

  1. Если речь идет о легковом авто, которое используется только в личных целях, ставка составляет 20 000 рублей.
  2. Если рассматривается легковая машина, использующаяся для получения прибыли, а также грузовые машины и автобусы, ставка равна 150 000 рублей.

Коэффициент

Эта величина зависит сразу от нескольких параметров авто:

  • год выпуска;
  • габариты;
  • масса;
  • объем и тип двигателя.

Соответствующие сведения приведены в таблицах:

  1. Для легковых.
  2. Для грузовых.
  3. Для автобусов.

Алгоритм расчета: 5 простых примеров

Рассмотрим несколько наиболее распространенных примеров того, как рассчитать утилизационный сбор на разные модели и типы автомобилей.

Пример 1. Автомобиль легковой, новый:

Предположим, что авто имеет обычный бензиновый двигатель объемом от 2000 см3 до 3000 см3, т.е. от 2 до 3 литров. При этом он используется только для личных целей. Тогда нужно выбрать ставку 20 000 рублей и коэффициент из таблицы 2,66. Получается 20000*2,66 = 53200 рублей.

Пример 2. Автомобиль легковой, возраст 3 года и более:

Предположим, что машина опять же используется только в личных целях, а двигатель имеет объем 3200 см3 (т.е. 3,2 литра). Тогда коэффициент из таблицы составит 28,5, а базовая ставка снова будет 20 000 рублей. Перемножая эти данные, получаем размер сбора: 28,5*20000 = 570 000 рублей. Для сравнения: если бы для точно такого же автомобиля сбор был оплачен сразу (т.е. уже заложен в стоимость, как это и бывает в большинстве случаев), коэффициент бы составил 3,47, поэтому и сумма будет на порядок меньше: 20 000*3,47 = 69400 рублей.

Пример 3. Легковой автомобиль, новый, для коммерческого использования:

Если допустить, что объем двигателя будет 2500 см3, то коэффициент из таблицы берется 2,66, а ставка составит уже 150 000 рублей, потому что машина используется в коммерческих целях, поэтому размер сбора составит: 150 000*2,66 = 399 000 рублей.

Пример 4. Грузовой автомобиль, новый

Если грузоподъемность составляет 10 тонн, то коэффициент из таблицы берется 1,57. При этом вне зависимости от того, в каких целях будет эксплуатироваться машина, ставка составит 150 000 рублей. Поэтому в стоимость нового грузовика при таких параметрах будет заложен сбор в размере 150 000*1,57 = 235500 рублей.

Пример 5. Грузовой автомобиль, старше 3 лет

Если взять точно такую же машину, но с возрастом более 3 лет, размер сбора резко увеличивается: на этот раз берется коэффициент 6,8 и умножается на ставку 150 000 рублей. В итоге получается сумма 1 млн 020 тыс. рублей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Обязанность правильно рассчитать сбор принадлежит самому плательщику, поэтому нужно внимательно учесть обе величины – коэффициент и базовую ставку применительно к своему автомобилю. Однако в случае недоплаты ведомство направит соответствующий запрос, после чего в течение 30 календарных дней нужно будет оплатить разницу. Если же была перечислена сумма больше необходимой, нужно будет самостоятельно составить заявление на возврат, которое составляется и в случае двойной оплаты (оно рассматривается ниже).

Административная ответственность за неуплату

Как бы то ни было, новый собственник не несет никакой ответственности в связи с тем, что предыдущий владелец не совершил этот обязательный платеж. Но есть законодательное ограничение – только 20 суток с момента покупки новый владелец может пользоваться машиной без каких-либо санкций.

Если по истечении этого срока представитель ГИБДД выявит нарушение (а именно – отсутствие соответствующей отметки в ПТС), применяется мера ответственности:

  1. При первом нарушении в пределах 500-800 рублей.
  2. При втором и последующем нарушениях – вплоть до лишения прав на срок не более 3 месяцев.

Когда не нужно платить

Есть несколько случаев, когда владельцы освобождаются от этого платежа:

  1. Прежде всего, если гражданин въехал на территорию страны по программе переселения, а также если он был признан вынужденным переселенцем или является беженцем, ищущим убежища, и при этом автомобиль находится в его собственности, а используется только в личных (некоммерческих) целях.
  2. Если с момента выпуска заводом-изготовителем прошло от 30 лет, при этом авто не используется для получения коммерческой прибыли и сохранило оригинальные части конструкции: двигатель, кузов, раму (если он изначально предполагался). Допускается также сохранение этих частей с ремонтом, который привел их в исходное состояние с помощью реставрации.
  3. Если машины были произведены до 10 февраля 2016 года включительно и при этом они не указаны в Перечне авто, на которые полагается оплатить сбор. Этот Перечень принят Постановлением Правительства за номером 1291 (дата принятия 26 декабря 2013 года), он содержится в открытых интернет-источниках.
  4. Наконец, если автомобиль находится в собственности у сотрудников дипломатических миссий, а также членов их семей, и при этом они въезжают на территорию страны, утилизационный сбор на него также не взимается.

Если сбор был взят дважды

На практике крайне редко, но все-таки возникают ситуации, когда взнос был оплачен  как прежним собственником, так и новым (ошибочно). Тогда новый владелец имеет право на полный возврат средств, для чего ему нужно обратиться в организацию, на счета которой поступила оплата:

  1. Таможенные органы – в случае с автомобилями, которые были произведены за границей и впоследствии ввезены в Россию.
  2. Местная налоговая инспекция – в случае с машинами, которые были произведены на территории России (в том числе из иностранных комплектующих).

С собой нужно взять такие документы:

  • свой паспорт и копии лицевой страницы и страницы с указанием адреса регистрации;
  • оригинал и копию ПТС;
  • квитанция, которая была получена при оплате платежа (или любой другой финансовый документ, который подтверждает этот факт);
  • документ, доказывающий ошибочность платежа (т.е. бумага, в котором содержится подтверждение ранее сделанной оплаты).

Наряду с ними составляется заявление, бланк которого находится в органе:

  1. Указывается полное официальное название ведомства.
  2. Далее указывается информация о гражданине (ФИО, и адрес) или юридического лица (название, адрес, ИНН, КПП, форма собственности).
  3. Затем приводится просьба вернуть средства с указанием банковского счета, а также обоснование просьбы.
  4. После этого приводится список всех прилагаемых документов, обосновывающих позицию заявителя.

Пояснения к бланку:

  1. Строфа, помеченная цифрой 1, заполняется всегда, кроме случаев, если платеж был по ошибке переведен на счета ведомства Федерального казначейства.
  2. Под цифрой 2 (М.П.) обозначено место, где нужно проставить печать – только для юридических лиц.

Во всех подобных ситуациях процедура возврата выглядит следующим образом. Гражданин приходит с указанным набором документов, оформляет заявление по образцу, принятому в данном ведомстве, указывает свой банковский счет. Ведомство рассматривает заявление в течение максимум 30 календарных дней, после чего принимает решение о возврате и переводит средства. Обычно срок перевода составляет порядка 3-5 рабочих дней. Сумма всегда переводится только безналичным путем (на банковский счет), при этом комиссия, которую оплатил гражданин при переводе, не компенсируется (равно как и реальная инфляция тоже не учитывается).

Бланки положительного и отрицательного решения приведены ниже:

  • в случае одобрения:
  • в случае отказа:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Важно понимать, что новый собственник авто должен обратиться в таможенные или налоговые органы не позднее 3 лет с той даты, когда произошла оплата предыдущим владельцем. Поэтому нужно быть особенно внимательным при получении документов на автомобиль и всегда смотреть отметку об оплате утилизационного сбора.

Поделиться ссылкой:

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Обзор телеграм канала Не Азартные Игры: проверка контента, отзывов пользователей и методик торговли G Zemtsov

Не азартные игры – сообщество в телеграм, которое посвящено заработку на торговле криптовалютой. У канала…

3 недели ago

Обзор телеграмм трейдера Sheikh Announcement: отзывы инвесторов, проверка заработка с  OfficialSheikhBot, оценка рисков и перспектив проекта

Sheikh Announcement – это канал в телеграм для заработка на майнинге. Канал был создан не…

3 недели ago

Обзор платформы Эсперио: отзывы о брокере Esperio от настоящих пользователей

Esperio (Эсперио) — биржа, которую используют более 10 тысяч людей по всему миру. В ее…

6 месяцев ago

Bcsfx24 trading platform: отзывы о брокере trades bcsfx24

Bcsfx24 trading platform (trades bcsfx24 org) — очередная "профессиональная" инвестиционная платформа. Команда опытных разработчиков спешит…

6 месяцев ago

Dm Sedra Pro: обзор брокера, что за сайт, доверять ДМ Седра или нет

Изучение проекта Dm Sedra Pro что за сайт, и какие условия предлагает, показывает ряд противоречивых…

6 месяцев ago

Fiorqomfar: анализ брокерской компании, разоблачение, честные отзывы о Фиоркомфар

Fiorqomfar — брокер, открывающий доступ к рынкам металлов, сырьевой продукции, крипты, акций и других инструментов.…

6 месяцев ago