Страхование автомобиля – обязательное условие его вождения, поэтому за езду без страховки в случае выявления нарушения всегда последует штраф. Его сумма зависит от конкретного случая. Подробный анализ каждой ситуации приводится ниже.
В настоящее время никаких увеличений действующих санкций не было сделано. В зависимости от конкретного случая отсутствия полиса ОСАГО штраф составит либо 500, либо 800 рублей. Далее подробно рассматривается каждый вариант.
Это самый простой и довольно распространенный вариант, когда по разным причинам во время управления автомобилем полис отсутствует (утерян, оставлен дома и т.п.). Инспекторы проверяют по базе данных факт его оформления и действия и выписывают штраф 500 рублей.
Случай также распространенный – в любом полисе ОСАГО должен быть приведен пофамильный список всех лиц, которым собственник автомобиля доверяет управление машиной наравне с собой. Срок действия страховки в этом случае для всех одинаковый, хотя собственник может в любой момент обратиться и исключить из списка всех лиц. Если машиной управляет постороннее лицо, штраф составит 500 рублей.
Здесь имеется в виду тот случай, когда страховка, как обычно, оформляется на 1 год, но само время фактического использования автомобиля ставится другим – например, с мая по октябрь. Это особенно удобно в сельской местности, когда машина пригождается в основном только летом. Соответственно, если инспекторы установят факт вождения вне этого периода, то штраф за езду без ОСАГО также уплачивается в сумме 500 рублей.
Это более серьезное нарушение – по факту автовладелец управляет автомобилем, хотя не имеет на то право в связи с отсутствием полиса. Если инспекторы обнаружат подобный случай, штраф составит уже 800 рублей.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. До ноября 2014 года за подобное правонарушение не только штрафовали, но и отгоняли автомобиль на штрафстоянку с изъятием госномеров. В настоящее время такая практика прекращена.
Если по факту такое правонарушение можно выделить в отдельную категорию, то с точки зрения закона это приравнивается к тому, что полис ОСАГО отсутствует. Поэтому и штраф точно такой же – 800 рублей.
Все рассмотренные случаи объединены в таблицу.
полис оформлен, но отсутствует (забыл дома) | 500 рублей |
управляющий водитель не вписан в полис | |
управление вне периода использования автомобиля | |
полис отсутствует и не еще не был оформлен | 800 рублей |
страховка просрочена |
Далее рассматриваются отдельные случаи сходных правонарушений.
Если инспектор зафиксировал факт езды без страховки и выписал штраф, это значит, что автовладелец более не может управлять машиной до тех пор, пока полностью не устранит нарушение – продлит страховку, приобретет ее, изменит период пользования автомобилем и т.п.
Таким образом, в случае повторной остановки представителем ГИБДД даже спустя 10 минут инспектор обязан выписать второй штраф по тому же основанию. С юридической точки зрения нет смысла апеллировать к статье 4.11 КоАП, где указывается, что гражданин не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение.
Причина в том, что продолжение вождения машины без страховки/с просроченной, забытой страховкой – это новое нарушение того же самого правила, поэтому автовладельцу не стоит рисковать – проще приобрести полис ОСАГО.
Это наиболее тяжелый с точки зрения ответственности случай. По сути, речь идет одновременно как минимум о 2 правонарушениях:
На практике совокупный штраф может достигать нескольких тысяч рублей с изъятием поддельной бумаги и предписанием покупки настоящего полиса. В редких случаях может угрожать и уголовная ответственность: если будет доказано, что водитель пользуется поддельным документом с умыслом, это попадает под действие статьи 327 УК. Соответственно, речь может пойти и о тюремном заключении.
Однако подобный пункт доказать довольно трудно, и статья применяется в судебной практике только в том случае, если имеет место целая мошенническая схема с массовым изготовлением подложных документов.
Если автомобиль или целый парк машин приобретается в коммерческих целях, соответственно, на каждую единицу техники необходимо оформить свой полис ОСАГО. Во многих случаях организации или ИП приобретают также так называемый ДСАГО – т.е. полис с дополнительными возможностями страхования, который предусматривает значительно больше страховых случаев (сравнение с ОСАГО – в соответствующем разделе).
В случае служебного автомобиля начисление штрафа за отсутствие полиса ОСАГО производится в отношении того лица, которое собственно виновато в нарушении:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. По факту инспектор ГИБДД не будет разбираться в причине отсутствия документа, поскольку его задача сводится только к фиксированию правонарушения и оформлению квитанции. Поэтому сотрудник должен сам разбираться со своей компанией в досудебном или судебном порядке.
Эксперименты с фиксированием правонарушения с помощью специальных технических средств проводились в 2016 году и частично в текущем 2017 году. Наиболее масштабная акция затронула 2 крупных города – Казань и Самару.
Суть опыта состояла в том, что камеры фиксировали все проезжавшие машины и на основе данных по госномерам автоматически вычисляли тех водителей, которые не приобрели полис или ездят по просроченному. Соответственно, на адрес этих нарушителей почтовым отправлением приходила квитанция. Подобные эксперименты в данный момент не проводятся, хотя не исключено, что акция распространится и на другие города.
Дополнительных мер ответственности за вождение без полиса не предусмотрено. Т.е. наложенный штраф будет в той же сумме, без процентов по неустойке или прочих мер административной ответственности. С этой точки зрения многие автомобилисты рассуждают таким образом: купить полис (порядка 3300-20000 рублей) намного дороже, чем просто подвергать себя риску быть остановленным инспектором.
Если учесть, что количество «попаданий» на представителя ГИБДД будет 3-4 раза в год, то все равно сумма получается не более 3200 рублей – а именно от этой цены и начинается базовый вариант полиса ОСАГО. Соответственно, по деньгам получается примерно одинаково.
Однако такая позиция не выдерживает критики исходя из 2 соображений:
Поэтому самый разумный и естественный вариант – это приобрести полис ОСАГО, чтобы обезопасить себя от ненужных и рискованных ситуаций на дороге.
Страховка ОСАГО или другой вид полиса как раз и оформляется для страхования рисков, которые несет каждый автовладелец. Однако следует различать два объекта страхования:
С точки зрения наличия/отсутствия полиса ОСАГО возможны 4 варианта развития событий:
В обычном режиме, когда автомобиль уже длительное время находится в собственности владельца, у него нет права водить машину без полиса ОСАГО.
С другой стороны, закон закрепляет несколько случаев, при которых допускается вождение автомобиля без страховки в течение 10 календарных дней:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Срок 10 календарных дней учитывает все выходные и праздничные дни и начинает течь с 0 часов местного времени после того дня, когда автомобиль перешел в собственность нового владельца.
Таким образом, предельный срок езды без страховки, за который штраф не будет начислен, – это 10 календарных дней. Далее водить автомобиль можно только при наличии полиса.
Что касается случая оформления очередного полиса, то ездить с просроченной страховкой нельзя ни дня. Соответственно, продлевать ОСАГО нужно заблаговременно.
Между ОСАГО и КАСКО есть существенные отличия, которые начинаются с того, что последний вариант страхования добровольный и позволяет защитить себя не только от выплаты ущерба в случае аварии, но и сам автомобиль от любых ситуаций.
Подробное сравнение представлено в виде таблицы.
признак сравнения | ОСАГО | КАСКО |
что именно страхуется (объект) | гражданская ответственность виновного лица | сам автомобиль |
обязательность страхования | обязательно | добровольно |
страховые случаи | вред автомобилю и имуществу, вред здоровью водителя и всех пассажиров | плюс к этому защита от стихийных бедствий, повреждения упавшими на машину предметами, утрата авто в результате преступления (угон, грабеж) |
кто получает компенсацию | только потерпевший | автовладелец даже когда он виноват, исключая некоторые случаи (ниже) |
случаи, когда страховка не выплачивается | Ø опьянение водителя; Ø отсутствие полиса; Ø управление лицом, не имеющим прав; Ø авария произошла в результате злого умысла; Ø виновник сбежал с места происшествия. | Ø опьянение; Ø управление лицом, не имеющим прав; Ø авария произошла в результате злого умысла; Ø по решению суда автомобиль был изъят; Ø прочие случаи согласно договору. |
возраст машины (с даты выпуска заводом-изготовителем) | любой возраст | не более 10 лет |
цена страховки | по тарифам Центрального Банка: от 3 до 20 тысяч рублей | по тарифам собственно страховой компании: обычно от 35 000 до 200 000 рублей |
риски при отсутствии полиса | штраф за езду без страховки, ремонт своего авто и машины потерпевшего за свой счет | ремонт за свой счет только своего автомобиля |
максимальные выплаты страховки | 400 тыс руб за повреждение имущества и 500 тыс руб за нанесение вреда здоровью | определяется рыночной ценой автомобиля, которая фиксируется на дату подписания договора страхования |
Таким образом, принципиально КАСКО отличается от ОСАГО тем, что выплаты положены владельцу автомобиля даже в случае совершения аварии по его вине, кроме приведенных случаев.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Конкретные условия – страховые случаи, предельные выплаты, а также ситуации, когда компенсация не выплачивается, следует внимательно изучить в договоре со страховой компанией. Они могут отличаться в конкретном документе.
Видеокомментарий по видам автострахования можно увидеть здесь.
ДСАГО – вариант дополнительного автострахования, который значительно шире, чем базовый полис ОСАГО. Тарифы на такой полис гораздо выше, но в конечном счете они во многом зависят от решения страхователя – т.е. именно автовладелец вправе выбрать максимальный размер денежной компенсации, а также конкретный набор страховых случаев, из чего и будет складываться конечная цена услуги.
Подробнее об этом виде страхования можно увидеть здесь.
И напоследок – простой метод, как можно за 1 минуту узнать, есть ли у автовладельца штрафы или нет. Для этого достаточно ввести:
Информацию можно получить на специальном сайте https://shtrafy-gibdd.ru/, причем даже без создания личного кабинета.
Подобные же сервисы действуют в платежных терминалах, банкоматах многих банков, а также в электронных платежных системах (например, Яндекс деньги).
Не азартные игры – сообщество в телеграм, которое посвящено заработку на торговле криптовалютой. У канала…
Sheikh Announcement – это канал в телеграм для заработка на майнинге. Канал был создан не…
Esperio (Эсперио) — биржа, которую используют более 10 тысяч людей по всему миру. В ее…
Bcsfx24 trading platform (trades bcsfx24 org) — очередная "профессиональная" инвестиционная платформа. Команда опытных разработчиков спешит…
Изучение проекта Dm Sedra Pro что за сайт, и какие условия предлагает, показывает ряд противоречивых…
Fiorqomfar — брокер, открывающий доступ к рынкам металлов, сырьевой продукции, крипты, акций и других инструментов.…