Если в многоквартирном доме протекает крыша, в первую очередь необходимо обратиться к диспетчеру, чтобы он направил сотрудника, который бы зафиксировал инцидент. Затем нужно обязательно составить письменное заявление в Управляющую компанию с требованием о компенсации ущерба. Если это не поможет, обращаются в прокуратуру или непосредственно – в суд. Пошаговая инструкция, образцы соответствующих документов – все это можно найти в статье.
Для ответа на этот вопрос важно обратить внимание на то, какой именно способ управления многоквартирным домом был выбран жильцами:
Именно к этому документу и обращаются в первую очередь. В нем среди прочего определяется состав общего имущества, а также обязанности компании по его содержанию и ремонту (обычно эта информация выносится в приложение), в том числе:
С копией договора можно ознакомиться на сайте, в офисе Управляющей компании или в ТСЖ, а также у ответственных лиц (например, у старшего по дому, по подъезду и т.п.). Таким образом, именно Управляющая компания (или ТСЖ) отвечают за надлежащее состояние кровли для предотвращения причин ее протекания, которые сотрудники могут и должны предвидеть:
Однако на практике в редких случаях могут возникнуть и непредвиденные обстоятельства – например, крышу пробил упавший сверху предмет, ее снесло ураганным ветром необычно большой силы (штормовое предупреждение и т.п.) В таких ситуациях жильцы должны проводить внеочередное собрание, чтобы принять соответствующие меры. Как правило, для установления степени вины конкретной стороны необходимо участие суда.
В первую очередь факт протечки крыши необходимо зарегистрировать. Для этого можно использовать средства фото- и видеосъемки, пригласить соседей для освидетельствования (как можно быстрее). Дальнейшая последовательность действий выглядит так.
Сделать это нужно незамедлительно – сразу после инцидента собственник (или другое лицо) обращается в Управляющую компанию или ТСЖ на круглосуточный телефон. Узнать его можно в договоре, в квитанциях, на информационной доске в подъезде, на сайте и т.п. Диспетчер должен принять заявку и незамедлительно направить сотрудников для устранения аварии. На практике устранить причину протечки крыши в многоквартирном доме можно только за несколько часов или даже дней. Однако от сотрудника нужно обязательно потребовать письменный документ о факте его прихода, а также о регистрации последствий инцидента.
Устная просьба, звонок диспетчеру сами по себе не имеют юридической силы, поэтому стоит продублировать свое обращение и в письменном виде. Для этого нужно составить заявление (жалобу) в Управляющую компанию или ТСЖ на имя ее директора/председателя. Текст пишется в свободной форме, за основу можно взять такой образец.
В документе нужно обязательно описать ситуацию во всех подробностях, т.е. написать дату, время инцидента. К жалобе прикладываются доказательства – фотографии, видеосъемка, показания соседей (оригиналы всех документов и записей нужно оставить у себя, а передать можно копии). Приводить оценки ущерба не нужно, поскольку этим занимается жилищная комиссия. Поэтому в просительной части (в конце текста) нужно сформулировать такие требования:
Комиссия должна прийти в течение 2 календарных дней и составить акт обследования.
В дальнейшем должны быть приняты меры: либо ответственные лица признают вину и добровольно компенсируют ущерб, либо они отказываются это делать. Тогда собственник может обратиться в другие инстанции или сразу в суд.
Если эта мера не принесла никаких результатов, собственник вправе обратиться и в другие инстанции, составив аналогичные жалобы. В тексте нужно обязательно указать, что претензия к Управляющей компании уже составлялась, но никаких результатов нет. Жалобы можно разослать в Прокуратуру, общественные организации, местным депутатам, в жилищный департамент при Администрации и т.п. Крайняя мера – обращение в суд (исковое заявление можно подать и сразу после случившегося инцидента).
Есть два порядка компенсации – добровольный, когда собственник и ответственное лицо (Управляющая компания) приходят к соглашению, и судебный. На практике владельцу квартиры часто приходится защищать свои права именно в судебном порядке, поэтому очень важно с самого начала позаботиться о доказательной базе. Для подачи искового заявления следует собрать как можно больше документов, подтверждающих факт и размер нанесенного материального ущерба:
В суде нужно потребовать компенсации материального вреда, трат, связанных с ущербом (например, проведение оценки, транспортные расходы и т.п.). В отдельных случаях к издержкам можно отнести и арендную плату (если проживание в квартире из-за протечки крыши стало невозможным). Также собственник вправе потребовать и компенсацию морального вреда, размер которого можно определить по своему усмотрению. Судебные дела рассматриваются в течение нескольких месяцев или даже больше года. Успех во многом зависит от доказательной базы, собранной пострадавшим. Если достаточного опыта участия в тяжбах нет, целесообразно обратиться за помощью к профессиональному юристу.
Не азартные игры – сообщество в телеграм, которое посвящено заработку на торговле криптовалютой. У канала…
Sheikh Announcement – это канал в телеграм для заработка на майнинге. Канал был создан не…
Esperio (Эсперио) — биржа, которую используют более 10 тысяч людей по всему миру. В ее…
Bcsfx24 trading platform (trades bcsfx24 org) — очередная "профессиональная" инвестиционная платформа. Команда опытных разработчиков спешит…
Изучение проекта Dm Sedra Pro что за сайт, и какие условия предлагает, показывает ряд противоречивых…
Fiorqomfar — брокер, открывающий доступ к рынкам металлов, сырьевой продукции, крипты, акций и других инструментов.…