Многие показатели работы компании являются многофакторными, поскольку зависят сразу от нескольких параметров, связь между которыми не всегда очевидна. В таких случаях применяют факторный анализ. Это статистический метод анализа параметра на основе обнаружения количественных связей между разными параметрами. Методику и расчетные примеры можно найти в статье.
При оценке деятельности организации за отчетный период руководство или предпринимателя в первую очередь интересует прибыль. Этот показатель, в свою очередь, зависит сразу от нескольких факторов. Его можно проследить с учетом:
Таким образом, факторный анализ позволяет понять, какие именно факторы влияют на исследуемый параметр, и в какой степени (т.е. установить конкретные количественные взаимосвязи). Также благодаря факторному анализу можно отследить и внутренние связи между факторами. При наличии устойчивых закономерностей можно установить корреляцию, например, между потоком клиентов и ассортиментом компании. Очевидно, что предприятие с большим количеством клиентов может потенциально может предоставить более широкую линейку товаров, а малая компания – более узкую.
Главное назначение факторного анализа – установить причины падения или роста прибыли, чтобы сформулировать конкретные виды по дальнейшему развитию компании. Понимание факторов, от которых зависит выполнение плана продаж, дает возможность получить достоверные данные о текущей рыночной конъюнктуре и принять соответствующие решения.
Вне зависимости от выбранной методики последовательность действия при факторном анализе и совершении расчетов будет примерно одинаковой:
На практике за основу берут разные методики: в одних за основу берут только 3 ключевых фактора (дохода, отпускная цена и себестоимость), в других последовательно определяют влияние каждого фактора на прибыль. За основной источник данных можно взять информацию из бухгалтерской отчетности либо произвести расчеты по другим показателям. Нередко проводят несколько серий расчетов, чтобы сравнить полученные данные и прийти к усредненным значениям.
В этом случае для факторного анализа берется 3 критерия:
Рассматривается влияние на прибыль каждого этого параметра; расчеты производятся по таким формулам (ф – фактическая, п – плановая):
Пф = Vф*(Цф – Сед)
П = Пф – Пп
П – прибыль, V – объем продаж, Ц – отпускная цена Сед – себестоимость в пересчете на единицу, Очевидно, что по данной формуле прибыль пропорциональна объему продаж. Поэтому по второй формуле в таких случаях всегда будет получаться положительная разница, т.е. выручка компании растет.
В этом случае определяют влияние каждого фактора по отдельности, однако берут те же самые формулы. Например, вначале анализируется изменения объема продаж в сезоне лето, затем в сезоне осень, зима и далее весна. Получают несколько значений прибыли (в данном случае 4) и выявляют их связь с сезонностью либо с другими параметрами (поток клиентов, рост закупочных цен, снижение цен на сырье и т.п.).
На практике аналитические расчеты проводят в виде таблицы, поскольку для получения результата необходимо установить влияние сразу нескольких факторов на исследуемый показатель. Сравнение проводят между предыдущим и текущим периодами, чтобы получить адекватную картину (рыночные цены не изменились или по крайней мере изменились незначительно).
Факторный анализ прибыли от продаж
параметр | прошлый период | исследуемый период | изменение прибыли | |
в абсолютных значениях | в относительных значениях, % | |||
объем продаж | 10000 | 10500 | 500 | 5,0 |
себестоимость единицы | 500 | 450 | -50 | -10 |
чистая прибыль | 1700 | 2000 | 300 | 17,6 |
коммерческие издержки | 1400 | 1600 | 200 | 15,4 |
управленческие издержки | 700 | 800 | 700 | 14,3 |
индекс изменения цен | 2,00 | 2,20 | 0,20 | 10 |
Из этих данных можно сделать несколько выводов:
В этом случае за основу берут 3 показателя – это доход, себестоимость единицы и чистая прибыль.
параметр | объем продаж | абсолютная разница | относительная разница | |
прошлый период | исследуемый период | |||
доход | 70000 | 80000 | 10000 | 14,3% |
себестоимость единицы | 65000 | 67000 | 2000 | 3,1% |
чистая прибыль | 12000 | 13000 | 1000 | 8,3% |
Из этого примера факторного анализа можно сделать несколько выводов:
Поэтому подобный рост себестоимости оказался приемлемым. Следовательно, действуют другие факторы, которые позволяют расти прибыли компании. Уточнить их степень влияния можно с помощью аналогичных расчетов.
Не азартные игры – сообщество в телеграм, которое посвящено заработку на торговле криптовалютой. У канала…
Sheikh Announcement – это канал в телеграм для заработка на майнинге. Канал был создан не…
Esperio (Эсперио) — биржа, которую используют более 10 тысяч людей по всему миру. В ее…
Bcsfx24 trading platform (trades bcsfx24 org) — очередная "профессиональная" инвестиционная платформа. Команда опытных разработчиков спешит…
Изучение проекта Dm Sedra Pro что за сайт, и какие условия предлагает, показывает ряд противоречивых…
Fiorqomfar — брокер, открывающий доступ к рынкам металлов, сырьевой продукции, крипты, акций и других инструментов.…